Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Первоисточниками Ислама и его правил несомненно являются Коран и хадисы. Следует помнить, что язык Корана — это арабский язык высочайшего уровня, ведь Коран — это речь Аллаха. Даже Пророк Мухаммад не был способен полностью осмыслить его до тех пор, пока Аллах не дал ему разъяснение (см. суру «Аль-Кыямат»). Не только у Пророка но и у сахабов, являвшихся настоящими мастерами арабского языка, были трудности с пониманием некоторых аятов Корана. Для того чтобы правильно понять Коран, они полагались на хадисы и разъяснения Пророка.
Следует также помнить о существовании сотен тысяч сообщений о словах и поступках Пророка, сохраненных сахабами и мухаддисами. Речь идет о хадисах Пророка . Некоторые из них достовернее других. Некоторые появились в самом начале и были впоследствии отменены последующими хадисами. Некоторые применимы к конкретной ситуации в заданных условиях, а некоторые имеют общий характер. Знание того, когда и какой хадис был отменен другим, является ли хадис достоверным, какой из них к каким ситуациям применим и т.д. — все это было известно только Пророку , сахабам и тем, кто черпал знания непосредственно у них или у их последователей.
Кроме того, чтобы правильно следовать хадисам Посланника Аллаха нужно обладать полным, всеобъемлющим знанием арабского языка, коранических наук, хадисов, фикха и акыды. Не располагая такими знаниями, правильно и полностью следовать хадисам Посланника Аллаха не представляется возможным. Если, не располагая данными знаниями, человек последовал бы какому-то хадису, он либо действовал бы наперекор другим хадисам, либо последовал бы слабому или отмененному, или даже сфабрикованному хадису, либо противоречил бы Корану.
Поэтому Аллах создал людей, обладавших потрясающей памятью и невероятным уровнем интеллекта. Эти люди запомнили сотни тысяч хадисов, постигли науки Корана и хадисов и поняли все в правильном контексте, поскольку были обучены сахабами и их последователями. Если они выбирали следование тому или иному хадису, они делали это без каких бы то ни было противоречий другим хадисам и аятам Корана. Они также знали, какие из хадисов были впоследствии отменены и не действовали в соответствии с ними. В эту элитарную группу людей Аллах включил имама Абу Ханифу, Суфьяна Саури, Абдуллу бин Мубарака, Хаммада, имама Малика, имама Шафии, имама Ахмада бин Ханбала и многих других. Однако по мудрости Аллаха, а также в связи с тем, что учения перечисленных четырех имамов были чрезвычайно точно и бережно систематизированы, Аллах дал данным четырем мазхабам большее распространение, чем остальным.
Все четыре мазхаба основаны на учениях Корана, хадисов, а также поступках и словах сахабов. С тех пор люди следовали за данными имамами, полагаясь на их глубочайшие познания, ведь иначе люди бы оказались в тупике, неправильно интерпретируя Коран и Сунну и действуя в соответствии с тем, что было отменено или не является достоверным, ведь такими глубокими знаниями они не располагали. Благодаря искренности имамов и их правильному представлению о Коране и хадисах, Аллах сохранил их учения вплоть до нынешних дней.
Поэтому, придерживаясь мазхабов, человек тем самым следует Корану и хадисам, не опасаясь неправильной их интерпретации, поскольку четыре имама черпали знания напрямую либо от сахабов, либо от табиинов или таба-табиинов.
Одним словом, следование мазхабу важно для защиты от следования слабым, сфабрикованным и отмененным хадисам, а также для защиты от появления противоречий между хадисами.
Все четыре мазхаба правильны и основаны на учениях Корана и хадисов. Никогда не нужно впадать в заблуждение, считая, что следуя мазхабам, человек не следует Корану и хадисам. Наоборот, человек тем самым следует Корану и хадисам намного более безопасным образом, защитив себя от вступления в противоречие с различными хадисами. Для краткого ознакомления с четырьмя имамами, Вы можете обратиться к фетве «Что представляют собой четыре мазхаба?».
Хотя в Коране и хадисах нет явного упоминания о необходимости следования конкретному мазхабу, оценить важность следования мазхабу можно из приведенного выше объяснения. И нам нужно помнить следующий аят Корана:
فَاسْأَلُوا أَهْلَ الذِّكْرِ إِنْ كُنْتُمْ لَا تَعْلَمُون
«Если вы не знаете, то спросите обладателей знания» (Коран, 16:43)
Алимы разъяснили, что таклид — ваджиб «Сиясатан» (т.е. алимы акцентировали важность сохранения шариата от искажений), ведь если бы всем людям, как ученым, так и не являющимися ими, нужно было бы напрямую следовать Корану и хадисам, искажения в шариате достигли бы необратимого уровня.
Человеку нужно следовать тому мазхабу, в котором он больше всего уверен. Нет никакого конкретного правила, вынуждающего человека выбирать тот или иной мазхаб. Однако в качестве ориентира, лучше всего будет, если человек будет следовать мазхабу, которого придерживаются алимы его местности, чтобы легче было узнавать правила и т.д. Выбрав свой мазхаб, следует твердо придерживаться его и избегать выбора из других мазхабов.
Что касается правильности тех или иных сайтов вопросов и ответов, Вам нужно побольше разузнать о тех людях, которые отвечают на вопросы. Посмотрите, обладает ли человек, отвечающий на вопросы, хорошей и качественной подготовкой в области исламских наук, получил ли он образование в авторитетном исламском учебном заведении, кто его учителя и т.д. Не стоит доверяться самозванцам, не имеющим глубокого, полного исламского образования, полученного от авторитетных ученых и авторитетных учебных заведений.
Получив данную информацию и узнав, какому мазхабу следует данный человек, Вы можете принимать его ответы, если Вы придерживаетесь того же мазхаба, что и он.
А Аллах знает лучше.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Джамиат-уль Улама, Дар уль-Ифта
Фото: Hossein Esmaili, Fars news agency