СТОЛПЫ ИСЛАМА / Выйти
(Информационное агентство "Исламтат", Основы Ислама) МОЛИТВА-НАМАЗ 1. Мир вокруг нас Если мы присмотримся внимательнее к окружающему миру, то поймем, что все в нем обустроено для человека. Творец создал воду, которая освежает нас и утоляет жажду, питает растения, вырабатывающие кислород для нашего дыхания. Свет, который согревает нас, освещает наш мир, делает его таким ярким и неповторимым. Творец создал для нас землю и небо, воду и сушу, леса и горы, природные богатства, многообразие пищи. Он дал нам разум, научил им пользоваться, наделил способностью и тягой к познанию окружающего, к обучению использования всего вокруг. Он заложил в нас чувство любви и преданности, дружбу и сострадание, отвагу и заботливость, всю гамму эмоций «от любви до ненависти». 2. Чувство благодарности Удивительно, ведь если вдуматься, то человек ничего не дает и не может дать своему Создателю взамен, наоборот, он лишь просит и просит о новых благах и избавлении от напастей. Либо вовсе не обращает внимания на мир вокруг, паразитическим образом потребляя его вплоть до того самого момента, как сам не отправится в землю бездыханным. Человек с готовностью забывает в минуты радости и восторга о Том, Кто Своей милостью все это дал. Дал просто так, легко и милосердно, не требуя взамен ничего существенного. Лишь только признание существующего положения – того, что все вокруг сотворено Им (в современном понимании это что-то вроде понятия «копирайт» - признание авторского права), и слов благодарности за это (что по сути является лишь одной из форм того же «копирайта»). Ведь мы часто благодарим своих друзей, родных и даже незнакомых людей за что-то хорошее: радость, поддержку, помощь. И совершенно не задумываемся о необходимости поблагодарить нашего Создателя за то, что Он нам этих друзей дал, вдохновил их на радость, поддержку и помощь. За много большее, чем можно себе представить на первый взгляд. А между тем, ведь Он дает нам куда больше, чем все наши друзья и близкие, которые и сами от Него зависят Нами больше любимы те друзья, которые лучше с нами обращаются, которые ценят нас и не забывают, которые готовы помочь, с ними можно провести время. Но друзья наши, как и все люди могут быть больны, рассержены, могут погибнуть в катастрофе или вследствие болезни, переехать в другую страну или просто поссориться с нами. Между тем кто, как не Творец дает нам жизненный удел, силы и здоровье, дает нам друзей и супруг, помнит о нас каждый миг и справедливо обращается и с верующими и теми, кто не желает признавать Его. 3. Молитва в Исламе Зачастую, устав от «суеты сует», от людей и проблем, жизненных перипетий, мы желаем уединиться для отдыха и «подзарядки» нашей души. Для того, чтобы остановиться и оглядеться вокруг и снова ярко и свежо ощутить, что наше присутствие в этом мире необходимо, что мы кому-то нужны, что все мы для чего-то живем и умираем. Всевышний Господь повелел всем людям совершать ежедневную молитву. Намаз для человека - это небольшой оазис спокойствия, помогающий дать глоток свежести своей душе, выразить благодарность и смирение перед Всевышним. Это отдых и приведение своих мыслей «в порядок». Намаз - это элемент поклонения, небольшой комплекс молитвенно-обрядовых действий, которые нужно выполнять ежедневно в установленные промежутки времени. Намаз – это связь, диалог с Творцом мироздания, путешествие к Богу, единение с Создателем, позволяющее душе восстановиться духовно и физически. Намаз – это непосредственное обращение человека к Богу, не требующее присутствия «духовенства», символики, атрибутов, особого интерьера в помещении (или на улице, в транспорте, на морском судне, в космосе) и т.д. 3.1 Молитва, оберегающая здоровье Намаз – одна из милостей Создателя к своему созданию – человеку. Удивительно, но порядок и особенности совершения молитвы в Исламе – пути данном человеку Богом – влияет на физиологические параметры человека. Милостивый Аллах заложил в намаз пользу для тела. 3.1.1 Перед молитвой. БАТы и омовение Современная наука подтверждает тот факт, что в теле человека расположено несколько сотен биологически активных точек (БАТов). Они распределены в организме неравномерно и в большинстве своем сконцентрированы в нескольких участках человеческого тела. БАТы имеют обратную связь с органами человеческого организма. Некоторые из них способны воздействовать на печень, некоторые – на почки, на глазные нервы и т.д. При правильной стимуляции определенных групп БАТов человек может ежедневно благоприятно воздействовать на свои внутренние органы. В древности китайские целители даже ввели новую методику профилактики и лечения заболеваний внутренних органов. «Пациенту» многократно прокалывалась кожа тонкими иглами в определенных участках тела. Таким изуверским способом древнекитайские целители, обнаружившие связь между БАТами и функционированием внутренних органов человека, пытались воздействовать на его здоровье. Конечно же, такое воздействие было крайне неприятным для человека, не могло совершаться часто и иметь полного эффекта. Однако БАТы созданы на теле человека вовсе не бессмысленно. Творец дал человеку эту маленькую «домашнюю поликлинику» и показал как с ней обращаться. Мусульманин, ежедневно читающий намаз, перед его чтением совершает омовение водой (подробнее об этом см.далее – глава «Тахарат»). Поразительно, что порядок омовения и области тела, подлежащие омовению, построены на принципах правильного воздействия практически на все БАТы на теле человека. Между тем, процедура исламского омовения перед молитвой – это температурное воздействие, молекулярное-химическое воздействие, механическое воздействие на БАТы, позволяющее добиваться результатов без членовредительства и болезненных процедур. Большинство БАТов сконцентрировано в области ушей (стенки ушной раковины, оборотная сторона уха), на лице, кистях рук и на ногах человека (между пальцами ног, на ступнях). И каждая из групп БАТов «отвечает» за свой «участок» организма человека – почки, селезенка, зрительные нервы, сердце, легкие и т.д. Если знакомиться с порядком вуду (омовение перед молитвой-намазом), то замысел Творца в отношении пользы намаза для здоровья человека становится очевидным, ведь омовение перед молитвой предписано совершать именно в тех участках тела, в которых, как оказалось, и расположены крупнейшие скопления групп БАТов. 3.1.2 Во время молитвы. Кровообращение, дыхание и воздействие на органы Еще больше он раскрывается при знакомстве с самой молитвой. Она состоит из комплекса нескольких повторяющихся движений, в которые входит стояние, поясной поклон, земной поклон, сидение на коленях. При каждом из элементов молящийся произносит определенные фразы, читает фрагменты мудрого Корана. Хотя такая молитва и занимает лишь считанные минуты, однако ее порядок и особенности в сочетании с определенной периодичностью имеют мощное физиологическое влияние. Начав с периодичности, нужно отметить следующий занимательный факт. Наукой доказано, что человеческий организм функционирует согласно определенным биоритмам. Другими словами биологическая активность человеческого тела в различные промежутки суток различается. Эту динамику можно образно выразить в виде волн. Обычно за сутки человеческий организм около пяти раз находится на пике своей биологической активности. После каждого такого раза идет постепенный спад активности с последующим движением к другому пику и так далее по кругу. Удивительным для несведущего человека может показаться тот факт, что верующий совершает молитву пять раз в день, причем предписанное Аллахом время совершения молитв совпадает с динамикой биоритмов человека. Время совершения молитв изо дня в день изменяется на несколько секунд или минут. Динамика смены биоритмов повторяет эту закономерность. Творец создал биоритмы человека и предписал совершение молитвы, связав все это воедино. Двигаясь далее, нельзя не заметить таких физиологических эффектов молитвы-намаза, как лечебное и профилактические эффекты кровообращения во время совершения намаза. Комплекс из простых действий, совершаемых в пики активности биоритмов организма человека, крайне мудрым образом воздействует на здоровье человека. Показательным здесь может быть пример с сажда (полный земной поклон на несколько секунд или более). В этот момент кровяной поток устремляется к мозгу молящегося сверху вниз. Благо, комплекс действий, совершаемых до этого, позволяет потоку крови быстро донести кислородную массу в самый сложный орган организма, что не может не сказываться благотворно на его деятельности. Ноги молящегося в этот момент согнуты в коленях, на которых, собственно, и стоит человек во время земного поклона, а пальцы ног упираются в пол по направлению тела. Колени человека представляют собой очень интересную часть организма. Методичная гимнастика коленных суставов в виде, например, ежедневного обкатывания их жестким роликом, значительно удлиняет их «срок службы». Что же говорить тогда о ежедневном пятикратном воздействии на них жестким половым покрытием в результате давления массой собственного тела при совершении намаза? А пальцы ног, слегка отогнутые по направлению движения тела, блокируют кровяное давление в участке, в котором находятся нервные окончания, связанные с деятельностью органов зрения. Фактически идет гидравлический массаж глаз. Также нельзя не отметить момент сидения на коленях в молитве. В этот момент происходит перегиб нескольких мощных артерий в результате сгиба ног в коленях и нахождения в таком положении в течении хотя бы нескольких секунд регулярно день ото дня. Этот эффект, усиленный к тому же, как говорилось выше, нахождением организма в пике биологической активности за сутки, благотворно влияет на ряд внутренних тканей и органов человека. Ряд методик лечебной гимнастики справедливо включают в свои программы простое сидение на своих коленях ежедневно в течение 1-2 минут. Дыхание человека во время совершения молитвы в результате комплекса физических упражнений тоже несколько изменяется. Так, люди, страдающие заболеваниями легких, а также некоторые из «сердечников» могут чувствовать как дыхание происходит легче во время нахождения в земном поклоне (сажда), чем во время следующего за ним стояния. И как результат такие люди зачастую делают более глубокие вдохи в сажда. А ведь наибольший поток кислородно обогащенной крови поступает в мозг именно в момент сажда. Такая гармония и сбалансированность является очередным проявлением того, что молитва несет колоссальный положительный эффект для человеческого организма. Регулярность совершения намаза приводит организм человека к тому, что он постоянно получает помощь в регулировании своего давления, регуляции соляных движений, воздействию на внутренние органы и ткани, «стратегически» важные для человека. 3.2 Разумный баланс души и тела Душа человека создана определенным образом и требует за собой должного «ухода». Творцом человек создан для того, чтобы, обладая разумом и автономной волей по собственному желанию принять и признать богосотворенность мира, его созданность и упорядоченность одним источником – Создателем. Душа человека, являясь неотъемлемой его (человека) частью, несет заложенный в себе алгоритм существования, также «настроенный» на связь со Всевышним через признание того, что Он есть, трепет перед Ним, восхищение и любовь к Нему. Это ваша душа. Вспомните те моменты, когда вы думали о чем-то, но не всегда могли уловить - о чем именно, вам было неспокойно, или когда вам вроде неосознанно чего-то не хватало, когда вы отчаянно отметали вопросы о смысле жизни человека, о том, почему люди такие разные, о том, что есть добро и почему оно зачастую у всех «разное» и многие другие вопросы, на которые не могли ответить ни вы, ни другие люди. Вспомните чувство тревоги о завтрашнем дне, ощущение того, что жизнь непредсказуема, ничего в ней не гарантированно, свои внутренние раздумья. Их генератором является мозг, однако импульс им дает душа, действующая по заданному ей Творцом алгоритму, при невыполнении которого она постоянно будет неполноценна. В Коране говорится о том, что поминанием Господа успокаиваются сердца. Поминание здесь есть признание Бога, т.е. вхождение души человека в гармонию с ее природой, с заложенным в нее зовом. Читая этот текст, разумный человек понимает, что все описанное выше (включая раздел «Свидетельство веры - шахада») существует уже тысячелетиями, все это просто и истинно. При этом готов ли каждый человек ежедневно совершать молитву, пусть даже и признав Бога? Пусть каждый решит сам. Если разобраться, душа человека нуждается в связи с Богом чаще, чем можно подумать. Наш современный мир, столь быстрый, столь неистовый постоянно держит человека в сумасшедшем ритме жизни. Человек слаб, а работа и учеба, семья и карьера, наука и спорт, отдых и политика, бизнес и туризм, сколько еще занятий и направлений деятельности занимают нас на сегодняшний день. В таком потоке происходящего даже сильный и устремленный человек часто не находит уже времени на что бы то ни было. К сожалению, и на свою душу тоже. Она же, в свою очередь, быстро отвечает на это. Даже успокоившись после признания человеком Бога, душа через некоторое время, впав в суету бешено мчащегося мира, вновь «жалуется» на недостаточный «уход» за ней. Таков уж ее алгоритм, она нуждается в Боге, Он нужен ей всегда. Это происходит с нами фактически ежедневно и ежечасно и необходим разумный баланс. Намаз же, вмененный в обязанность уверовавшему человеку в виде ежедневной пятикратной за день молитвы и отнимая у человека лишь считанные минуты, постоянно восстанавливает душевное равновесие. Обладание чем-то столь уникальным, как намаз – большая находка для человека. Молитва – есть обращение к Богу, диалог с ним, живая связь. Обращаясь к Богу, человек каждый раз подтверждает свою веру в Него, в Того, с кем он говорит в молитве. Зов души, получая отклик, перестает быть для нас пожизненной обузой, ведь теперь человек находится в гармонией со своей природой, со своим Создателем. Что же еще способно унять непрекращающийся всю жизнь душевный зов человека, как не ответ на него? Удивительно, Творец не оставил людей в незнании ответа, открыв намаз – уникальную сбалансированную систему душевной гармонии, «домашней поликлиники», сделав намаз большим благом в жизни человека. Человеку неверующему, по логике вещей, лишь остается позавидовать признавшему единый «копирайт» Вселенной. 3.3 Молитва, успокаивающая душу Молящийся пять раз в день напоминает себе через намаз о том, что есть Кто-то, Кто смотрит на него и видит его, Кто оценивает его и заботится о нем. Душа человека, всю жизнь искавшая покоя, найдет его лишь в гармонии с Тем, кто ее сотворил, и она это понимает, стремясь к этому всю жизнь. Гармония дающего с берущим для последнего может быть лишь в благодарности первому. Чего и требует душа человека. Намаз же есть не простой диалог человека с Богом, а диалог благодарности, диалог просьбы и советования. Такой диалог, как бальзам, смягчает и успокаивает душу – то, что есть у нас всю жизнь, то, о чем мы порой не знаем и не видим и то, чем мы так дорожим, познав и боимся загубить в себе. 3.4 Молитва – наручные часы быстротечной жизни или как прожить несколько жизней Помните ли вы тот момент, когда впервые пошли в детский сад? А уникальные впечатления (плохие ли, хорошие ли, но уникальные) от первого школьного дня, первого прыщика на лице, получения паспорта в 14 лет, своего взрослого 16-летия и совсем взрослого гражданского совершеннолетия в 18 лет? А что насчет биологического совершеннолетия, наступающего в зависимости от особенностей физиологии человека, так сильно влияющего на нашу жизнь? Может кому-то вспомнится первый студенческий год или окончание ВУЗа, впервые выход на работу, подработку, первые заработанные деньги, первая любовь, что-то еще? Смотря назад, человек получает ощущение «ускоряющегося времени». Время уходит быстро, человек взрослеет, возможно, не успев полностью это осознать и насладиться детством, а «взрослая» жизнь течет еще быстрее, не так ли? Время уходит быстро… Порой в течение целого дня мы не успеваем что-то сделать. Иногда не успеваем и за неделю, за месяц, забываем в течение всего года. Специалисты говорят, что человек, грамотно и разумно планирующий свое время, успевает в несколько раз (!) больше другого человека. Разумный подход состоит в планировании дня и «отчете» перед самим собой за его результаты по его истечении. Еще разумнее будет условное разделение дня на несколько частей для того, чтобы распланировать эти части по отдельности. Кроме того, истечение одной части дня напоминает человеку, что осталось на одну часть дня меньше, что является мощным дисциплинирующим фактором. Что же можно сказать о пятикратном ежедневном намазе? Это есть суть деление дня на пять условных частей. От одного намаза и до следующего намаза. Все мы понимаем неэффективность полумер. Учитывая постоянность совершения благодарной Творцу молитвы в течение всей жизни, человек гарантированно получает еще и «будильник делового дня», действующий на протяжении всей жизни. А если сравнить количество успетого, познанного и пережитого человеком за «обычную» жизнь и жизнь, в течение которой человек сэкономил массу времени, рационально планируя свой день, мы получим результат, при котором, вполне возможно, человек по событийному времени проживает как бы несколько «обычных» своих жизней. Удивительно, но факт – простая математика. 4. Лучший работник – отдохнувший работник Выполнение любой работы проходит лучше, когда умственное напряжение более сбалансировано (соотношение «нагрузка» - «отдых»). Являясь обязательным, каждый намаз должен быть прочтен в определенный временной промежуток, ограниченный несколькими часами, что дает человеку определенную мобильность, ведь он не ограничен в строгом поминутном времени. Вместе с тем, временные промежутки для чтения намаза совпадают с ежедневным изменением биоритмов человека и активностью его БАТов. Человек, ежедневно читающий 5-кратный намаз, достигает не только описанных в предыдущих параграфах эффектов, но и находит то самое соответствие «нагрузка» - «отдых» для своего организма. Во время совершения намаза все внимание отдается диалогу с Творцом. Это дает возможность ослабить концентрацию внимания и усилий человека в выполняемой работе (деятельности). Обязательный намаз несет обязательный эффект ежедневного пятикратного «отключения» на несколько минут от работы, по сути, для отдыха. А ведь всем нам известно, что плох тот работник (его производительность), который работает без сил.
|