ЛИЧНОСТИ / Выйти
ПЕРВЫЕ ПРАВЕДНЫЕ ХАЛИФЫ Абу Бакр ас-Сиддик (ум. в 13/634) – ближайший сподвижник и друг Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), выдающийся общественный и политический деятель, первый праведный халиф. Пророк (мир ему и благословение) называл его `Абдуллахом, аль-Атиком и ас-Сиддиком. Происходил из племени Тайм. Родился за 2 г. до года Слона (572 г.). Его отца звали Абу Кухафа Усман, мать – Умм аль-Хайр Сальма. Абу Бакр одним из первых принял Ислам и всю жизнь посвятил его идеалам. Был добропорядочным человеком, занимался торговлей одеждой и тканями. Нажил большое состояние в 40 000 дирхемов, которое полностью потратил на нужды мусульманской общины. Был близким другом пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и не расставался с ним. При решении многих жизненно важных проблем посланник Аллаха (мир ему и благословение) часто советовался с Абу Бакром. Арабы даже прозвали его «визирем Пророка». С самого начала пророчества Мухаммада (мир ему и благословение) Абу Бакр верил каждому его слову. Например, когда Избранник Божий (мир ему и благословение) объявил о том, что он за одну ночь совершил путешествие из Мекки в аль-Кудс (Иерусалим), откуда состоялось его знаменитое вознесение (Исра и Ми`радж), Абу Бакр первым объявил, что верит каждому слову Мухаммада (мир ему и благословение), за что тот назвал его ас-Сиддик («верным»). Еще в Мекке Абу Бакр приложил большие усилия для развития мусульманской общины, занимался благотворительностью, помогал нуждающимся, выкупал невольников, которых язычники подвергали мучениям. Когда начались гонения, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) решил отправить Абу Бакра в Эфиопию, куда эмигрировала значительная часть мусульман. Он выехал в путь, но по дороге встретил одного из влиятельных племенных вождей Ибн Дукунну, который взял его под свое покровительство, и они вместе вернулись в Мекку. Тогда Абу Бакр отказался исповедовать веру втайне и продолжил активную деятельность, лишившись из-за этого покровительства Ибн Дукунны. Спустя 13 лет после начала пророческой деятельности Мухаммада (мир ему и благословение) началась хиджра (переселение) мусульман из Мекки в Медину. Одним из последних Мекку покинул сам Пророк (мир ему и благословение), выехавший в Медину с Абу Бакром. Они вместе укрывались от преследовавших их язычников в пещере Саур. Этот эпизод отражен в аяте Корана: «Вот они оба были в пещере, вот говорит он своему спутнику: «Не печалься, ведь Аллах с нами» (9:40). В Медине Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) породнился с Абу Бакром, женившись на его дочери Аише. Абу Бакр участвовал во всех важных делах общины, закладывая основы мусульманской государственности, принял участие в битвах при Бадре, Ухуде, Хандаке, Хайбаре, Хунайне и других сражениях. В битве при Бадре сражался со своим сыном Абд ар-Рахманом, оставшимся язычником и выступившим против мусульман. Когда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) по состоянию здоровья уже не мог возглавлять коллективные молитвы, он поручил их проведение именно Абу Бакру, и это обстоятельство стало одним из решающих при избрании его первым халифом, т. к. руководство в божественном деле (молитве), переданное Пророком (мир ему и благословение), означало руководство и земными делами. После смерти пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в 11/632 г. ансары (в основном хазраджиты), обеспокоенные дальнейшей судьбой молодого мусульманского государства, срочно собрались в сакифе (под навесом) мединской семьи Бану Са`ида и выступили за выдвижение халифом Са`да ибн Убады. Узнав о собрании ансаров, Абу Бакр, `Умар ибн аль-Хаттаб и Абу Убайда Амир ибн аль-Джаррах срочно прибыли туда и убедили ансаров, что мухаджиры также заинтересованы в дальнейшем укреплении государства и обеспечении безопасности его граждан. Ансары согласились выбрать халифа от представителей племени Курайш, как и было завещано Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение). Абу Бакр предложил кандидатуру Умара ибн аль-Хаттаба, но Умар и Абу `Убайда сказали, что сам Абу Бакр более всех достоин звания первопреемника Пророка (мир ему и благословение). 12 Раби (I) 11 г. х. Абу Бакр был избран первым халифом. На следующий день Абу Бакр принял присягу народа в мечети Медины. Одной из самых больших заслуг Абу Бакра в качестве халифа было сохранение и укрепление мусульманской государственности. Вожди многих племен Аравии были заинтересованы в доисламской племенной раздробленности, отказались подчиниться центральной власти и платить налоги, в т. ч. закят. Сепаратистские действия были расценены как вероотступничество (ридда). В различных областях Аравии активизировались лжепророки – Мусайлима, Тулайха, аль-Асвад, Саджах. Абу Бакр занял решительную позицию в борьбе с вероотступниками, отказался от любых компромиссов и начал войну, в результате которой все антигосударственные выступления были подавлены, а Халифат стал единым и сильным государством, способным отразить любую внешнюю агрессию. Успех в войнах с вероотступниками позволил мусульманам начать военные действия в Ираке и Сирии против персидских и византийских войск, которые не желали усиления мусульманского государства и активно поддерживали вероотступников. Мусульманская армия разгромила в Ираке персов. В Сирии войска Халифата подошли к реке Ярмук, где произошла битва с крупными силами Византийской империи. В самый разгар битвы при Ярмуке мусульманская армия получила известие о кончине Абу Бакра. Он был похоронен возле могилы Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Перед смертью завещал пост главы государства Умару ибн аль-Хаттабу. Даже будучи халифом, Абу Бакр вел очень скромный образ жизни, имел лишь скудное жалование из государственной казны и земельный участок возле Медины. По его завещанию 1/5 часть этого участка была передана государству в качестве пожертвования, а оставшаяся часть поделена между его детьми. Все личное имущество и оставшиеся денежные средства Абу Бакр также завещал передать в государственную казну. Абу Бакру также принадлежит заслуга собрания Корана в единую книгу. Умар ибн аль-Хаттаб (ум. в 23/644) – ближайший сподвижник и друг Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), выдающийся общественный и политический деятель, 2-й праведный халиф. Родился ок. 585 г. в Мекке. Отец – Хаттаб ибн Нуфайль, мать – Хантама. Был пастухом, затем занялся торговлей, стал влиятельным человеком в Мекке. Его часто приглашали для разрешения различных конфликтов между племенами. Умар обладал суровым характером и первое время занимал непримиримую позицию по отношению к мусульманам. Он решил убить пророка Мухаммада (мир ему и благословение) за то, что тот призывал народ отойти от веры предков, но узнал, что его сестра и зять также приняли Ислам и застал их за чтением Корана. Он избил их, но заинтересовался аятами Корана, прочел их, уверовал и принял Ислам. При этом отказался исповедовать веру втайне, и сразу после принятия им Ислама мусульмане впервые совершили коллективную молитву около Каабы. Умар находился рядом с Пророком (мир ему и благословение) и обеспечивал его защиту. Хиджру совершил открыто. В мединский период жизни пророка Мухаммада (мир ему и благословение) Умар активно участвовал во всех делах общины, участвовал в битвах при Бадре, Ухуде, Хандаке, Хайбаре и в других сражениях, стал одним из лидеров мусульманского государства. В правление Абу Бакра был его главным помощником. Перед смертью Абу Бакр завещал Халифат Умару. В 13/634 г. Умар стал халифом; все мусульмане единогласно поддержали его. Умар был последовательным продолжателем дела пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и Абу Бакра. Его незаурядные личные качества, талант, умелое управление государством привели к великим успехам Халифата. Власть Халифата распространилась на Ближний Восток, Иран, Египет и часть Сев. Африки. Благодаря этим победам население всех этих регионов ознакомилось с Исламом. В распространении Ислама и превращении его в мировую религию Умар сыграл исключительную роль. Был знатоком хадисов и мусульманского права (фикха), толкователем Корана. Убит в результате заговора персидским рабом Фирузом (Абу Лулу) в месяце Зульхиджа 23/644 г. во время руководства утренней молитвой. Перед смертью успел отдать распоряжение о созыве Совета для выбора нового халифа. Усман ибн Аффан (575–35/656) – выдающийся политический и общественный деятель, 3-й праведный халиф, родственник и сподвижник Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Полное имя Усман ибн Аффан ибн Абу аль-Ас ибн Умейя ибн Абди аш-Шамс ибн Абд Манаф аль-Курайши аль-Умави. Мать – Арва бинт Курайз бинт Рабия бинт Хабиб бинт Абд Шамс. Усман был одним из первых принявших Ислам. Его дядя Хакам ибн Абу аль-Ас попытался заставить племянника вернуться к языческой вере предков, но безрезультатно. Усман женился на дочери пророка Мухаммада (мир ему и благословение) Рукаййе (возможно, еще до начала пророческой миссии Мухаммада, мир ему и благословение). От этого брака у Усмана родился сын Абдуллах, умерший во младенчестве. В период гонений на мусульман Усман с женой эмигрировали в Эфиопию, затем он попытался вернуться в Мекку, вместе с другими мусульманами совершил хиджру (переселение) в Медину. Там принимал активное участие в становлении мусульманского государства, во всех сражениях, кроме битвы при Бадре (из-за смерти жены; но Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) счел Усмана принявшим участие в сражении и выделил ему часть трофеев). Затем Усман женился на другой дочери пророка Мухаммада (мир ему и благословение) – Умм Кульсум, из-за чего его стали называть Зу’н-Нурайн («обладатель 2-х светил»). В 6 г. х. при совершении малого паломничества Усман был парламентером к мекканцам; из-за его запоздалого возвращения распространился слух о его смерти, что привело к обострению ситуации и в конечном итоге к подписанию Худайбинского договора. Усман был состоятельным человеком, оказывал мусульманам материальную поддержку, покрыл большую часть затрат при походе мусульманской армии на Табук. Находился рядом с Пророком (мир ему и благословение) во время Прощального хаджа. В период правления халифов Абу Бакра и Умара Усман активно поддерживал их и оказывал им помощь. После покушения на Умара в 23/644 г. по его распоряжению вошел в состав «Совета шести» и был избран халифом. Как правитель стал продолжателем дела Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и первых халифов. Во время его правления была создана специальная комиссия по окончательной редакции Корана и размножены его экземпляры. В период правления Усмана продолжались войны с внешними врагами Халифата и расширение его границ: был разгромлен Сасанидский Иран, присоединены Кипр, территории Сирии и Сев. Африки. В конце правления Усмана в Халифате осложнилась внутриполитическая обстановка; возникли мятежные группировки, недовольные злоупотреблениями некоторых наместников провинций. Антигосударственная пропаганда привела к открытому мятежу. Усман отказался выполнить предъявленные требования мятежников. 18 Зульхиджа 35 г. х. заговорщики напали на Усмана и убили его. В момент смерти ему было 82 года. Али ибн Абу Талиб (погиб в 40/661) – выдающийся политический и общественный деятель, двоюродный брат и зять Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), его ближайший сподвижник, 4-й праведный халиф. Его также называли Абу Хасаном, Абу Турабом и Хайдаром. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) назвал его Муртада – «заслужившим довольство, избранным», и Маула (это слово имеет много значений, например, «хозяин», «любимый»). Во время халифата Али получил титул амир аль-муминин («повелитель правоверных»). Его отцом был Абу Талиб, матерью – Фатима бинт Асад, дедом – `Абд аль-Мутталиб. С малых лет Али находился возле Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), был одним из первых принявших Ислам (в 10 лет) и отдал всю жизнь служению идеалам Ислама. Не отлучался от Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) на протяжении всего мекканского периода его жизни. Когда накануне хиджры мекканцы попытались убить Пророка (мир ему и благословение), Али, рискуя своей жизнью, занял его место и отвлек внимание заговорщиков, дав Пророку (мир ему и благословение) возможность выехать в Медину. Уехав в Медину, Али был рядом с Пророком (мир ему и благословение) во всех его делах. В битве при Бадре (2 г. х.) был знаменосцем мусульман. Непосредственно перед битвой сразился с одним из лидеров мекканских язычников Валидом ибн Мугирой и убил его, затем поспешил на помощь Абу Убайде и убил его противника. За героизм его прозвали «Лев Аллаха». Пророк (мир ему и благословение) подарил ему меч с раздвоенным лезвием – «Зульфикар». После победы при Бадре ему в качестве трофея были переданы меч, щит и верблюд. После битвы при Бадре женился на Фатиме – дочери Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). От этого брака родились 3 сыновей – Хасан, Хусайн и Мухсин, и 2 дочери – Зайнаб и Умм Кульсум. В битве при Ухуде (3 г. х.) лично защищал Пророка (мир ему и благословение), получил ранения. Отличился в сражениях с иудеями в оазисе Хайбар (6 г. х.). При завоевании Мекки был знаменосцем мусульманской армии и вместе с Пророком (мир ему и благословение) сокрушил идолов Каабы, затем участвовал в битвах против племен Хавазин и Сакиф (8 г. х.). В момент избрания Абу Бакра первым халифом Али был занят подготовкой похорон Пророка (мир ему и благословение). Али отличался не только своими боевыми качествами, но и мудростью и ученостью. После смерти Пророка (мир ему и благословение) всеми силами способствовал укреплению Халифата и развитию мусульманского общества. В правление халифа Умара исполнял обязанности верховного кадия (судьи) Халифата. Умар часто советовался с ним по различным государственным вопросам и, выезжая из Медины, оставлял Али вместо себя. Непосредственно перед смертью Умар назвал Али одним из 6 кандидатов на должность главы государства. В период правления халифа Усмана продолжал деятельность в качестве верховного судьи. При осаде дома Усмана пытался отвести от него опасность и вел переговоры с мятежниками, отправил сыновей Хасана и Хусайна на защиту халифа. После убийства Усмана Али было предложено возглавить государство. Он долго отказывался от власти, но в 35/656 г. стал 4-м Праведным халифом. Али пришел к власти в период гражданской войны в Халифате: народ и сподвижники Пророка (мир ему и благословение) требовали немедленного наказания убийц Усмана, мятежники же обладали достаточными военными силами. Али попытался заручиться доверием всех сподвижников и правителей провинций. В 36 г. х. отправился в Басру, где сосредоточились мятежники, для переговоров с вдовой Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) Аишей и влиятельными сподвижниками Тальхой и Зубайром. Мятежники спровоцировали между сторонами бытовой конфликт, который привел к крупной битве, названной «Верблюжьей» (Джамаль). Несмотря на победу войск Али, политическое положение еще более осложнилось. Против него выступили различные группировки в Египте и Ираке. Самое серьезное сопротивление халиф Али встретил в лице правителя Сирии Му`авии ибн Абу Суфьяна, отказавшегося признавать его в качестве халифа. В сражении при Сиффине (37 г. х.) теснимые воины Му`авии нанизали на копья листы Корана и призвали Али к Божьему суду. Али согласился подчиниться решению третейского суда, но суд окончился безрезультатно, а часть сторонников Али отошла от него и образовала секту хариджитов, которые выступили как против Али, так и против Му`авии. В битве при Нахраване (38 г. х.) Али разгромил основные силы хариджитов, но не смог полностью ликвидировать мятеж. Хариджиты увеличивали влияние, проникли во все сферы общественной и политической жизни Халифата, в т. ч. в армию Али, использовали тактику партизанской борьбы, заговоров, совершали террористические и диверсионные акции. Воспользовавшись расколом в лагере Али, Му`авия перешел к активным действиям. В 38 г. х. его полководец Амр ибн аль-Ас захватил Египет, в 39 г. х. сирийцы заняли Ирак, в 40 г. х. войска Му`авии вошли в Хиджаз и Йемен. Армия Али сумела остановить наступление, но сам халиф пал от руки хариджита Ибн Мулджама, отомстившего за поражение при Нахраване. Али - один из лучших знатоков Корана, тафсира, хадисов, фикха. Всем этим наукам он научился непосредственно у Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), который высоко ценил Али как способного и грамотного человека. Али знал наизусть весь Коран и был одним из секретарей Пророка (мир ему и благословение), запоминал и записывал полученные Мухаммадом (мир ему и благословение) Откровения (вахй). Даже став руководителем государства, не оставлял занятий наукой и поощрял ее развитие, основал школу в Медине, продолжал выдавать правовые предписания (фетвы). Али обладал многими положительными качествами, был храбр, бесстрашен, стойко переносил тяготы и лишения, никогда не падал духом и не терял надежды, добивался цели или боролся до последнего. islam.ru
|