ИА Исламтат. Мусульманство Обратная связь Поиск по сайту Об Агентстве Карта сайта
Мусульманство
Информационное агентство Исламтат ПРОРОК МУХАММЕД (МИР ЕМУ) СКАЗАЛ:
«Поистине, Всемогущий и Великий Аллах принимает покаяние до тех пор, пока Его раб не захрипит, отдавая душу (будучи на смертном одре)» Тирмизи
  • РЕЛИГИЯ ИСЛАМ
  • СПРАВКИ
  • ОБЪЯВЛЕНИЯ
  • САЙТЫ
  • Текстовая лента новостей  > OUT
    дин ислам
    РУБРИКА
    религия ислам
    i
    мусульманство
    i
    ислам скачать
    i
    ислам книги
    i
    ислам молитвы
    i
    ислам фото
    i
    ислам книги
    i
    ислам фото
    i
    ислам фото
    i
    история ислама
    дин ислам
    РУБРИКА
    религия ислам
    i
    ислам сайт
    i
    религия ислам
    i
    закон ислама
    i
    против ислама
    i
    принятие ислама
    РУБРИКА
    суть ислама
    i
    дин ислам
    i
    ислам скачать
    i
    бесплатно ислам
    i
    ислам картинки
    i
    ислам молитвы
    search
    НАМАЗ
    подразделы рубрики

    Вводная часть
     молитва-намаз

    Намаз - самоучитель
     тахарат (омовение)
     азан
     порядок намаза (часть 1)
     порядок намаза (часть 2)
     порядок намаза (часть 3)
     порядок намаза (часть 4)
     порядок намаза (часть 5)
     молитвы по времени
     порядок действий в намазе
     кол-во ракаатов по намазам
     самоучитель - авторские права

    ОСНОВЫ ИСЛАМА >> на главную  
    ЛИЧНОСТИ / Выйти

    ОСНОВАТЕЛИ МАЗХАБОВ

    Мазхаб – богословско-правовая школа; в широком смысле - путь, по которому следует мусульманин. В правовых вопросах (фикх) с точки зрения Ислама допускаются различные обоснованные мнения, методы и заключения.

    Это зафиксировано в хадисе Пророка Мухаммада (мир ему), который, назначая Му`аза ибн Джабаля (да будет доволен им Аллах) судьей в Йемен, спросил у него о том, каким образом он будет выносить решения. Тот ответил, что сделает это на основании Корана, Сунны, а если не найдет буквального решения проблемы в этих источниках, то прибегнет к иджтихаду – т. е. вынесет решение на основании своего анализа Божественного Откровения. И Посланник Аллаха (мир ему) одобрил этот подход.

    В результате развития исламского права в рамках ахли сунна валь-джама’а (суннизма) оформилось 4 правовых школы (мазхаба): ханафитский, шафиитский, маликитский и ханбалисткий.

    Ханафитский мазхаб. Эпоним – Абу Ханифа, разработавший методологические основы мусульманского правоведения. Его метод вынесения правовых предписаний был основан на следующих источниках:

    1. Коран;

    2. Сунна (при тщательном отборе хадисов);

    3. высказывания сподвижников (сахабов) Пророка Мухаммада (мир ему); утверждения таби`унов (следующее поколение за сахабами) не равны высказываниям сподвижников, так как они непосредственно не общались с Посланником Аллаха (мир ему).

    4. кыяс (суждение по аналогии с тем, что уже имеется в Откровении; сопоставление правовой проблемы с уже решенной);

    5. истихсан (предпочтение противоречащего кыясу, но более целесообразного в данной ситуации решения);

    6. иджма (единое мнение богословов);

    7. ´урф (традиционно распространенные мнения).

    Почти все наследие Абу Ханифы было передано им в устной форме ученикам, которые зафиксировали и систематизировали положения его мазхаба. В сохранении, систематизации и распространении школы Абу Ханифы выдающуюся роль сыграли сахибайн («два ученика») – Абу Йусуф и Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шейбани.

    Один из методов вынесения правовых решений в ханафитском мазхабе – четкая иерархия вердиктов авторитетов школы (Абу Ханифа; Абу Йусуф; аш-Шейбани; другие). Если по какой-либо проблеме возможно применение как кыяса, так и истихсана, то в большинстве случаев приоритет отдается истихсану.

    В случае необходимости выбора из имеющихся различающихся предписаний приоритет отдается наиболее убедительному или мнению большинства. Слабые и сомнительные хадисы используются в качестве аргумента лишь в исключительных случаях. В основном отдается предпочтение над ними истихсану.

    Благодаря усилиям учеников Абу Ханифы его мазхаб стал всеобъемлющей школой мусульманского права, способной решить практически все проблемы фикха. Ханафитская школа поощрялась Аббасидами, заинтересованными в правовой основе государства.

    Абу Йусуф был поставлен халифом Харуном ар-Рашидом верховным судьей (кадием) Багдада и сам назначал судей в провинции, отдавая предпочтение представителям своего мазхаба, и тем самым способствуя его распространению. В Османской и могольской империи ханафитский мазхаб получил государственный статус. Большинство современных мусульман – последователи именно этого правого толка.

    Абу Ханифа (80/699–150/767) – выдающийся мыслитель, мухаддис (хадисовед) и правовед. Полное имя Ан-Ну`ман ибн Сабит аль-Куфи, известен также как Имам А`зам. Родился в Куфе в семье богатого торговца щелком. Получил блестящее общее и богословское образование; согласно некоторым источникам, в юности встречался и слушал последних сподвижников Пророка (мир ему), за что некоторые ученые относят его к поколению последователей (таби`ун).

    В 22 года стал учеником выдающегося иракского богослова Хаммада ибн Аби Сулаймана, в кружке которого провел 18 лет, а затем 10 лет возглавлял последний, считаясь самым авторитетным факихом Куфы и Басры. В 747–748 г. находился в Мекке, спасаясь от преследований Ибн Хубайры, наместника Ирака.

    После утверждения `Аббасидов вернулся в Ирак. Отказался от предложенных халифом Мансуром должностей, был заточен в тюрьму и даже высечен, несмотря на возраст и положение. Вскоре после этого скончался.

    Автор первого сочинения по исламской догматике «Аль-Фикх аль-Акбар», где сформулированы основные положения суннитского вероучения о Единобожии, атрибутах Аллаха, о Коране как Слове Божьем, о всемогуществе Аллаха, свободе воли, пророческом достоинстве, предопределении и т. п. Составил небольшой сборник хадисов (муснад).

    Кроме того, Абу Ханифе принадлежит важная роль в развенчании самых разных ересей, охвативших исламский мир в его время. При этом он сумел найти каноническое обоснование необходимости общемусульманского единства и конструктивного сотрудничества.

    Абу Ханифа внес огромный вклад в развитие Ислама в целом, а не только шариатского права. Он заложил инструментарий решения самых разных проблем.

    При выведении правовых решений опирался, прежде всего, на Коран, потом на достоверную Сунну Пророка (мир ему) и его сподвижников (при тщательном анализе текстов на предмет достоверности); в случае если не находил в них решения, выводил решение на основе рационального суждения по аналогии (кыяс). При выборе между слабым хадисом и кыясом или истихсаном отдавал предпочтение последним двум.

    Абу Ханифа был очень скромным набожным человеком. Отличался гибкостью ума, трезвой рассудительностью и проницательнностью. Его деятельность дала важнейший толчок развитию мусульманского права и науке о вероучении Ислама.

    Шафиитский мазхаб. Эпоним – Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии. Его убеждения основывались на явных и ясных смыслах (нассах) Корана и Сунны, при этом он допускал ограниченное использование рациональных методов.

    Правовой метод аш-Шафии основывался на следующих источниках:
    1. Коран и Сунна, рассматривавшиеся при вынесении правовых предписаний как единое Откровение. Ясные и недвусмысленные положения Откровения (нассы) не могут быть подвергнуты иносказанию. Все остальные источники должны быть приведены в соответствие с нассами Корана и Сунны и не противоречить им. Большое значение придается толкованию аятов Корана сподвижниками Пророка (мир ему). Коран не может отменять (насх) положения Сунны; если между хадисом и ясными аятами Корана возникает противоречие, то преимущество отдается Корану, и хадис надлежит считать слабым. Хадисы-ахад (хадисы от единичных передатчиков) принимаются и используются для вынесения правовых решений;

    2. Иджма, прежде всего иджма сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему). Разделена на 2 категории: основанная на прямых, ясных и недвусмысленных доводах Откровения и основанная на некоторых неоднозначных и спорных посылках и не признанная всеми (в т. ч. «деяния мединцев», принимаемая лишь в исключительных случаях);

    3. Высказывания сподвижников Пророка (мир ему), в т. ч. единичные, но не опровергнутые другими сподвижниками. При различных мнениях предпочтение ни одному из них не отдается;

    4. Кыяс, проведенный подготовленным правоведом (муджтахид) путем особого исследования (иджтихада). При этом отвергаются истихсан (предпочтительное мнение при противоречии кыяса другим постулатам религии) и истислах.

    С 199 г. х. шафиитский мазхаб приобрел большую популярность в Египте. Сам аш-Шафии после переезда сюда внес изменения в свои сочинения «Ар-Рисаля» и «Аль-Мабсут», приспособив их под новые реалии. Т. о., наследие аш-Шафии можно разделить на раннее и позднее, что вызвало споры о его применении при вынесении фетв.

    Позиции шафиитов не ослабли даже с приходом к власти в Египте шиитско-исмаилитской династии Фатимидов. Позже суннитская династия Аййубидов покровительствовала шаффитскому мазхабу в борьбе с исмаилитами. Мамлюкский султан Бейбарс старался назначать на должности судей представителей всех суннитских мазхабов, но не оспаривал ведущую роль шафиитов.

    После включения Египта в состав Османской империи официальным правовым толком стал ханафитский мазхаб, но шафитский мазхаб (а также маликитский) сохранил позиции в массах народа.

    Длительное время шафиитский толк преобладал в Иране и сохранил последователей несмотря на то, что официальной идеологией государства является сегодня шиизм. В Ираке и Мавераннахре шафиитский мазхаб спорил в популярности с ханафитским. Сегодня шафиитами является большинство арабов Ближнего Востока, а также мусульман Юго-Восточной Азии.

    Шафии Мухаммалд ибн Идрис (150/767–204/820) – выдающийся правовед. Родился в Газе (Палестина), родословная восходит к племени Курайш. Потерял отца в младенчестве и рос в нужде. Стал изучать Коран и хадисы, переехал в Мекку, обучался у известных специалистов, стал свидетелем бурных дебатов между представителями суннитской ортодоксии с защитниками других течений, что значительно расширило его кругозор.

    По словам современников, отличался высочайшими моральными качествами, богобоязненностью, великолепной памятью, логикой, ораторскими способностями. Уже в 20 лет обладал такими глубокими познаниями, что мог выдавать фетвы и передавать хадисы. В Медине брал уроки у Малика ибн Анаса, изучал маликитский (хиджазский) фикх, а также тонкости арабского языка у носителей диалектов.

    Исполнял обязанности кади (судьи) в Наджране, прославился справедливостью в разборе дел, пользовался покровительством наместника (вали). При смене местной власти был обвинен в связи с Алидами, находившимися в оппозиции к `Аббасидам. По сфабрикованному обвинению был арестован и в 184 г. х. в кандалах отправлен в Багдад к халифу Харуну ар-Рашиду, но благодаря заступничеству аш-Шейбани, верховного судьи Багдада, был освобожден и стал гостем и учеником аш-Шейбани, изучил у него ханафитский (иракский) фикх.

    Через 2 года переехал в Мекку. Будучи знатоком маликитского и ханафитского права, использовал положения обоих школ и пытался максимально сблизить их положения при разработке собственной методики. Анализу положений мазхабов посвящены труды «Хулафу’ль-Малик» и «Хулафу’ль-Иракиййин».

    Затем сформулировал методологию и разработал принципы вынесения правовых предписаний (истинбат), которые получили название Усуль аль-фикх, и давал фетвы только на их основании. В Медине начал преподавательскую деятельность.

    В 195 г. х. вернулся в Багдад. Развил постулаты своей правовой школы, приобрел учеников, среди которых были Ахмад ибн Ханбал и Исхак ибн Рабия. Абу аль-Хасан ас-Саббах Зафарани записал его главное сочинение по основам фикха «Китаб аль-Умм». Скончался в возрасте 54 лет в Египте.

    Маликитский мазхаб. Эпоним – Малик ибн Анас. Для вынесения правовых предписаний и суждений Имам Малик опирался на следующие источники:

    1. Коран, прежде всего очевидные и недвусмысленные аяты (нассы).

    2. Сунна. Ибн Анас считал, что Сунной являются поступки, речения, качества и одобрения Пророка Мухаммада (мир ему), правовые предписания (фетвы) его сподвижников, а также «деяния мединцев». Опирался, прежде всего, на хадисы мутаватир (высшая степень достоверности) и машхур (общеизвестные), но признавал и хадисы от единичных передатчиков (ахад), если они не противоречили нассам Корана и хадисам-мутаватир и машхур. Отсюда следует, что Ибн Анас наряду с устоявшейся традицией применял методы суждения (ра´й).

    3. «Деяния мединцев», т. е. устоявшуюся после Пророка (мир ему) в среде населения Медины традицию, если нет оснований подвергнуть ее сомнению. Считал этот источник более надежным, чем хадисы-ахад: «Информация, переданная тысячами людей тысячам своих потомков, предпочтительнее, чем информация, переданная одним или несколькими людьми».

    4. Фетвы сподвижников. Есть данные о том, что Ибн Анас считал источником для решения правовых вопросов и фетвы некоторых выдающихся табиунов, но не приравнивал их к хадисам Пророка (мир ему) и принимал, если они не противоречили «деяниям мединцев».

    5. Кыяс, истислах. Истихсан он понимал по-своему, считая, что если по какой-то проблеме нет ясности (насс) в Откровении, то необходимо применить предпочтительное решение проблемы независимо от того, имеется возможность кыяса (суждения по аналогии) или нет. Это он назвал истислахом.

    6. Садду аз-Зарайи – какое-либо действие или вещь, которые с большой долей вероятности могут привести к греху или нанести какой-либо вред. Согласно Ибн Анасу, то, что может привести к греху, греховно и запретно, а то, что может привести к добру, – поощряемо.

    Ученики Малика ибн Анаса продолжили его дело и положили начало формированию мазхаба. Маликитский правовой толк распространился во многих странах. В самой Медине, а также Хиджазе этот мазхаба, правда, не обрел популярности, но нашел многочисленных последователей на западе мусульманского мира, в Северной Африке и мусульманской Испании.

    В маликитской мазхабе имеются различные предписания по правовым проблемам, поэтому его муфтии выдают фетвы на основании наиболее популярного мнения, которое поддерживается маликитскими улемами. Если муфтий затрудняется дать предпочтение какому-то решению из большого количества предписаний, то, по мнению шейха Алиша (ум. в 1299), он должен выбрать наиболее категоричный вариант; другие маликиты считают, что в этом случае муфтий должен выбрать наиболее легкий вариант, так как Пророк Мухаммад (мир ему) всегда предпочитал легкость в религии.

    В маликитской мазхабе существует своеобразная иерархия предпочтений: правовые решения и мнения Малика ибн Анаса более предпочтительны, чем мнения Ибн Касима, но мнение Ибн Касима предпочтительнее, чем мнение других маликитских классиков.

    Малик ибн Анас (93/712–179/796) – выдающийся правовед. Родился в Медине; предки были родом из Йемена и занимались торговлей. В семье было много знатоков хадисов и коранических наук, у которых Малик обучался с раннего детства. Одним из учителей будущего Имама был его родной дядя Абу Сухайль. 13 лет обучался у известного ученого Ибн Хурмуза.

    Изучал все аспекты исламских наук и все учения, считая широкий кругозор необходимым условием для объективного постижения наук. Тщательно изучал учения различных философских школ.

    Малик был не только выдающимся знатоком хадисов и фетв сподвижников, но и систематизатором этого наследия. Особое внимание уделял подбору и классификации хадисов, установлению личности их передатчиков (равиев) и их надежности. Посещал собрания Джафара ас-Садика – правнука Пророка (мир ему).

    Ибн Анас стремился к разработке правовых методов для вынесения фетв, основанных на независимом мнении правоведа (ра’й), развивал правоведение и сочетал традиционные методы с новыми. Долгие годы преподавал хадисоведение и право в Мечети Пророка (мир ему) в Медине. Занимался проблемами доктринального, вероучительного характера, которые рассматривал с позиции суннизма.

    Среди отличительных качеств Малика была почти феноменальная память, но даже на пике популярности он не стеснялся публично заявлять о том, что чего-то не знает. Он также является автором сборника хадисов «аль-Муватта», где впервые записал хадисы и сделал первую попытку их систематизации, а также отразил правовые аспекты проблем, на основании которых выдавал фетвы, выделив «деяния мединцев», мнения табиунов и т. д. Малику приписываются несколько сочинений по вероучительным и правовым проблемам.

    О Малике много писали ученики, в т. ч. `Абдуллах ибн Вахб (ум. в 197 г.), автор «Аль-Муджасалат», где раскрыт образ имама, приведены примеры его высоких моральных качеств, собраны хадисы от него.

    В сфере политики Ибн Анас считал идеальным правление праведных халифов (да будет доволен ими Аллах). Решительно отвергал шиитскую концепцию о верховной власти, наследуемой только потомками Али ибн Абу Талиба.

    Ханбалитский мазхаб. Эпоним – Ахмад ибн Ханбаль. В методологии вынесения правовых предписаний Имам Ахмад фактически отдавал предпочтение хадисному материалу. Считал хадисы тафсиром (толкованием) Корана. При отборе хадисов решающее значение отводил иснаду, цепочке передатчиков, восходящей непосредственно к Пророку (мир ему); если 2 хадиса противоречили друг другу, сверял их с другими достоверными (сахих) хадисами.

    Правовой метод Ахмада ибн Ханбаля основывался на следующих источниках:

    1. нассы (Коран и Сунна - рассматривавшиеся при вынесении правовых предписаний как единое Откровение);

    2. фетвы сподвижников Пророка (мир ему);

    3. мнение сподвижников. В случае различия во мнениях необходимо ссылаться на наиболее близкие прямым указаниям Корана и Сунны;

    4. Хадисы-мурсал и хадисы-да`иф. Ибн Ханбал допускал использование хадисов, в иснаде которых неизвестны передававшие их сподвижники (мурсал), и ссылку на слабые хадисы (да`иф), если не доказана их подложность;

    5. кыяс (метод аналогии решения проблемы с уже решенными на основании доводов Откровения) и истислах.

    6. иджма` (единое мнение различных поколений правоведов);

    7. истисхаб (временность действия любой фетвы до предъявления новых доказательств).

    В ханбалитском мазхабе существует несколько направлений, опирающихся на различные мнения сахабов и таби`унов, сомнения и разночтения в фетвах самого Ибн Ханбаля, различия в передаче его выводов.

    Этот мазхаб никогда не признавал закрытия «врат иджтихада», выступает за продолжение исследований по любым религиозно-правовым вопросам без исключения и настаивает на необходимости наличия муджтахида, наделенного полномочиями вынесения независимых суждений по любым вопросам. (Другие мазхабы на определенном этапы сошлись на том, что необходимо закрыть «врата иджтихада» в тех вопросах фикха, которые подробно разобраны еще основателями мазхабов и их учениками, не имея в виду при этом вновь возникающие проблемы, которым должна быть дана правовая оценка).

    Несмотря на фундаментальную теоретическую основу, признание иджтихада открытым и др., ханбалитский мазхаб не получил особого распространения. Он появился позже других мазхабов и в некоторых моментах отличается косностью и излишней приверженностью букве (в том числе хадисов-даиф). Сейчас ханбалиты доминируют только в Саудовской Аравии, во многих регионах их вообще нет.

    Ахмад ибн Ханбаль (164/778–241/855) – выдающийся мыслитель и правовед. Родился в Багдаде. Лишившись отца, рос под опекой дяди. С ранних лет изучал Коран, хадисы, предания о сподвижниках и таби`унах, овладел грамматическими тонкостями арабского языка.

    Особое внимание уделял хадисам и праву, учился у кади Абу Йусуфа, путешествовал для встреч с передатчиками (равиями) и знатоками хадисов. В «Муснад» собрал более 30 тыс. хадисов.

    В возрасте ок. 40 лет сам стал передатчиком хадисов и начал давать фетвы. Одновременно снискал известность как преподаватель хадисоведения и права.

    Категорически выступил против официального навязывания догмата о сотворенности Корана. Был репрессирован халифами аль-Мамуном, аль-Мутасимом и аль-Васиком, поддерживавшими му`тазилитов; провел в заключении в общей сложности 7 лет. Его борьба окончилась победой суннитской идеологии при халифе аль-Мутаваккиле.

    Убеждения Имама Ахмада соответствовали принципам суннизма. По всем основополагающим вопросам религии он ссылался только на ясные доводы Откровения, высказывания и поступки «праведных предков» (ас-салаф ас-салихин).

    Был очень скромным и набожным, отличался высочайшими моральными качествами. Отказывался занимать придворные должности, никогда не стремился заслужить благосклонность властей, но не призывал также к непокорности и выступал сторонником политической терпимости. Не поощрял нечестивую власть, но считал возможным сотрудничество с ней в добрых начинаниях при условии соблюдения норм Ислама.

    islam.ru

    search
    РЕЛИГИЯ
    подразделы рубрики

    Глоссарий
     словарь дефиниций,
     бытовой разговорник,
     словарь "Двойной стандарт"

    Столпы Ислама
     свидетельство веры
     молитва-намаз
     намаз - самоучитель
     пост-ураза
     налог-закят
     паломничество-хадж

    Составляющие веры
     вера в Бога
     вера в ангелов
     вера в книги Бога
     вера в посланников Бога
     вера в Судный День
     вера в предопределение
     вера в загробную жизнь

    Личности
     жизнь Мухаммеда (мир ему)
     первые праведные халифы
     основатели мазхабов

    Дополнительно
     виды грехов
     отношения между полами
     женщина в Исламе
     воспитание детей
     известные дуа (мольбы)

    Коран etc
     Коран и наука
     чудеса Корана
     перевод Корана (Э.Кулиев)
     перевод Корана (Порохова)
     тафсир (толкование) Корана

     Книжная полка
    Сервис, позволяющий бесплатно скачиваь архивы книг, представленных в нашей книжной полке

     Намаз - самоучитель
    Лента материалов практического руководства с иллюстрациями о совершении омовения, совершении намаза

    © 2007—2024 Информационное агентство «Исламтат»
    Экспорт заголовков новостных лент
    Порядок мусульманства Мусульманство Поиск по сайту Мусульманские сайты хиджаб
    Хотите кнопку Исламтат.Ру на своем сайте?
    хиджаб
    Мусульманки носят хиджаб. Ведь мусульманство в Татарстане очень развито. Это дин Ислам, мечети Татарстана и намаз. Религия ислам позволяет поговорить про мечеть, а также шариат в мусульманстве