ИА Исламтат. Мусульманство Обратная связь Поиск по сайту Об Агентстве Карта сайта
Мусульманство
Информационное агентство Исламтат ПРОРОК МУХАММЕД (МИР ЕМУ) СКАЗАЛ:
«Для того, кто отправляется в мечеть или возвращается оттуда, Аллах готовит угощение в раю, каждый раз, как он делает это». (Аль-Бухари, Муслим)
  • РЕЛИГИЯ ИСЛАМ
  • СПРАВКИ
  • ОБЪЯВЛЕНИЯ
  • САЙТЫ
  • Текстовая лента новостей  > OUT
    дин ислам
    РУБРИКА
    религия ислам
    i
    мусульманство
    i
    ислам скачать
    i
    ислам книги
    i
    ислам молитвы
    i
    ислам фото
    i
    ислам книги
    i
    ислам фото
    i
    ислам фото
    i
    история ислама
    дин ислам
    РУБРИКА
    религия ислам
    i
    ислам сайт
    i
    религия ислам
    i
    закон ислама
    i
    против ислама
    i
    принятие ислама
    РУБРИКА
    суть ислама
    i
    дин ислам
    i
    ислам скачать
    i
    бесплатно ислам
    i
    ислам картинки
    i
    ислам молитвы
    ислам фото
    ФОТКИ
    случайная картинка

    АЗЫ ИСЛАМА
    мусульманство. доступно


    РЕЦЕПТЫ
    татарская кухня

    Перемяч Перемяч

    Бармак Бармак
    (с грецкими орехами)

    Эчпочмак Эчпочмак
    Питательный треугольник

    Тутырган тэкэ Тутырган тэкэ
    (фаршированная баранина)

    Куллама Куллама


    мусульманские сайты
    ЗАКЛАДКИ
    ручная отборка, аннотация


    Об исламском образовании за рубежом, молодёжи, экстремизме и нашей общей стране

    Распечатать

    Информационное агентство "Исламтат" 30.04.11
    Источник: http://islamrf.ru
    Об исламском образовании за рубежом, молодёжи, экстремизме и нашей общей странеМолодежь — главная головная боль и основной капитал российского общества вообще и его мусульманского сегмента в частности. Как показало Всероссийское мусульманское совещание «Россия — наш общий дом», в среде религиозных деятелей и экспертов появилось новое видение по этому вопросу и, главное, стороны ищут форматы сотрудничества.

    Каждый новый теракт или другая трагедия, как то: убийство религиозного деятеля, нападение боевиков на учреждения госвласти и др., вновь актуализируют тему первоистоков экстремизма. Дискуссия неизбежно выходит на ось «радикализм — экстремизм — образование». В свете событий декабря 2010?го сюда же включается и смычка «национализм — национальная политика — радикализм» и… круг замыкается. А над всем этим стоит проблема молодежи как главного субъекта и объекта всех вышеназванных процессов. Поиском подходов и ключей к ней мусульманское сообщество озадачено не первый год.

    Всероссийское мусульманское совещание «Россия — наш общий дом», прошедшее 24 марта, и высказанные на нем мнения важно проанализировать именно с этой точки зрения. На совещании практически не было спикеров, которые не заострили бы внимание на проблеме молодежи и ее образования, причем высказаны были разные позиции.

    Главным заслоном на пути распространения радикализма всегда по праву считалась сфера образования и просвещения, пожалуй, в этом отношении разночтений в нашем обществе нет. Подчеркнем, что тот же вопрос молодежи и образования вышел на передний план и на встрече религиозных деятелей с полпредом президента РФ в СКФО А.Хлопониным в конце 2010 года и на встрече с полпредом президента РФ в ПФО Г.Рапотой в марте 2011?го.

    Первый рубеж — образование

    В настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано 95 мусульманских учреждений образования, и это большая цифра, если учесть, что в советское время у российских мусульман не было ни одного учебного заведения. 38 из них — семь вузов и 31 медресе — поддерживаются государством, напомнил главный советник управления администрации президента РФ по внутренней политике Алексей Гришин.

    Чему учить молодежь в этих учреждениях, а главное, кто это будет делать — предмет обсуждений на протяжении нескольких лет. В последние годы все ответственные за религиозную сферу персоны разделяли мнение о том, что выезд в зарубежные исламские образовательные центры должен осуществляться только после получения базового религиозного образования в России. Чем меньше будет отток молодых мусульман в зарубежные образовательные центры, тем меньшим будет влияние (прямое и опосредованное) на российских мусульман извне. А для того чтобы свести этот отток на нет, надо улучшать свою базу. Понимание этой простой и очевидной взаимосвязи и стало причиной господдержки исламским вузам и медресе.

    Несмотря на обнадеживающие цифры, дефицит грамотных кадров для мечетей колоссальный. Буквально на днях ректор Российского исламского университета в Казани Р.Мухаметшин сказал о том, что лишь 20% мечетей в республике обеспечено грамотными имамами. О приоритетности кадрового вопроса говорит и мониторинг мнений религиозных деятелей, проведенный в преддверии ВМС. И если медресе и исламские университеты не справляются с задачей-минимум — обеспечением уммы необходимым ей количеством имамов, то с задачей-максимум, а именно существенным снижением уровня радикализации молодежи, они справляются еле-еле.

    Видимо, поэтому после каждого теракта у руководителей разного уровня возникает оправданное желание закрутить гайки потуже. Родилась идея вообще запретить работать в данной сфере выпускникам иностранных вузов.

    Но что делать с теми, кто уже отучился за рубежом? Сегодня они составляют костяк не только преподавательского состава многих образовательных учреждений, но и большинства духовных управлений мусульман. Пермский муфтий Мухамедгали Хузин заявил о том, что университет аль-Азхар стал трибуной ваххабизма, чем вызвал крайнее изумление знающих специалистов.

    На сегодняшний день оформилось два основных подхода к развитию мусульманской образовательной системы. Первая парадигма предполагает «решительное нет» всему иностранному, вторая — за разумный подход, охарактеризованный в цитате муфтия Саратовской области Мукаддаса Бибарсова, который считает что «опасаться нужно не столько учебы в иностранных учебных заведениях, сколько бессистемности в образовании».

    Как отметил в программном докладе на Всероссийском мусульманском совещании председатель СМР Равиль Гайнутдин, в случае осуществления предложения о недопущении выпускников зарубежных вузов «от работы придется отстранять тысячи специалистов, представителей не одного лишь ислама, но и православия, католичества, протестантизма, иудаизма и буддизма».

    Муфтий Чечни Султан Мирзаев подверг жесткой критике заявление пермского муфтия М.Хузина о том, что выпускники аль-Азхара на Кавказе воюют против федеральных войск, обличив пермского деятеля в клевете.

    Представим себе, что эта необдуманная заявка воплотилась в реальность. В одночасье оставшиеся без работы специалисты, конечно, не кинутся пополнять ряды боевиков, они уйдут в тень и будут преподавать неофициально либо разъедутся по мусульманским странам бывшего СССР или того же Ближнего Востока. Но сам факт обернется такой козырной картой в идеологической колоде радикалов, что песни Муцураева или видео Бурятского покажутся легкой затравкой.

    Если задуматься, исключение из исламского образовательного поля выпускников зарубежных университетов отбросит систему религиозного исламского образования в стране как минимум лет на пятнадцать, а ведь это прямо противоположно курсу, обозначенному государством,?— укреплять, а не ослаблять, цивилизовать, а не маргинализировать. Для того чтобы опереться только на собственную богословскую школу, требуется еще много лет, хотя бы даже на перевод и издание собственных классиков, а в условиях, когда книга Утыз-Имяни оказывается на столе у судьи с пометкой «экстремистский материал», этот труд становится еще и небезопасным.

    В этом смысле важной является и реплика А.Гришина, который сказал на совещании, что ребята, которые окончили зарубежные вузы, должны работать в России. Они «должны быть мусульманами и гражданами России как неотрывная часть одного от другого, патриотами России».

    Второй рубеж — национальная политика

    Одним из самых ценных итогов обсуждений на Всероссийском мусульманском совещании стало признание, что отсутствие внятной национальной политики и молодежный радикализм есть явления, находящиеся в прямой зависимости. Сидящие по интернет-форумам и рассуждающие о том, что Россия — это дар уль-харб юнцы и исповедующие расизм футбольные фанаты, суть две стороны одной медали. При определенном стечении обстоятельств такая молодежь идет на взрывы милиционеров и имамов или убийства неславян в подворотнях.

    «Наше общество оказалось меж двух огней. С одной стороны — терроризм и экстремизм, а с другой — неонацизм и шовинизм»,?— сказал Р.Гайнутдин. «Экстремисты есть и там и там, наш общий долг — блокировать их влияние»,?— заявил сенатор Амир Галлямов.

    Муфтий Чечни Султан Мирзаев высказался очень эмоционально по поводу кавказофобии в российском обществе и призвал сделать одно из двух: либо признать за кавказцами все права российского гражданина, либо законодательно закрепить кавказцев в статусе «полуграждан». Уже по тому, насколько резко выразил свое мнение С.Мирзаев, можно судить о масштабе назревающего на Кавказе протеста против усиливающихся националистических настроений в остальной части России.

    Осознание взаимосвязи между религиозным экстремизмом и ксенофобией очень важно в том смысле, что позволяет проработать более эффективный и глубокий план действий. Представители законодательной ветви власти и видные политики, участвовавшие в форуме, ясно дали понять, что государство видит в мусульманах партнера и по проведению национальной политики. Так, координатор партии «Единая Россия» по национальной политике и взаимодействию с религиозными объединениями Абдул-Хаким Султыгов призвал мусульманскую общественность активно участвовать в процессе выработки общероссийской гражданской идентичности. Для этого он предложил учредить соответствующую комиссию в рамках Экспертного совета СМР.

    Каков внутренний ресурс?

    Не единожды в ходе совещания звучала мысль о том, что большую часть ответственности за проблемную молодежь несут те, кто принимает решения. «Сегодня мы все дружно ругаем молодежь: на Кавказе — ваххабиты, террористы, в Москве — скинхеды. А кто виноват в этом? На наших глазах растаскивали то, что принадлежит нашим детям, а мы пассивно наблюдали»,?— сказал член Совета Федерации Асламбек Аслаханов с отсылкой к событиям распада СССР и последующего периода.

    «Я не виню молодежь, потому что это только наше упущение. Сегодня еще не поздно, мы не должны ждать, пока они придут к нам, мы должны сами идти к ним и решать социальные, бытовые вопросы»,?— вторил ему Султан Мирзаев.

    Некомпетентность, пассивность, а иногда и неподобающее поведение зачастую характеризуют официальные мусульманские структуры. А в условиях, когда молодые люди, разочаровавшись во всем официальном, уходят в «подполье», эти изъяны духовных структур становятся не внутренней проблемой мусульманского сообщества, а государственно значимым вопросом.

    Критики по отношению к духовным управлениям мусульман на совещании прозвучало очень много. Чего стоит только открытое заявление Р.Гайнутдина о том, что сегодня потенциала духовных управлений не хватает для ответа на все встающие перед российской уммой вызовы. Среди проблем были названы и отчуждение мусульманского духовенства и мусульманской интеллигенции (Р.Гайнутдин), правовой нигилизм (А.Гришин), инертность (Р.Аббясов). «Мы до сих пор не можем сформулировать, что хотим для самих себя, не говоря уже о том, чтобы что-то предложить нашей стране и нашим согражданам», — сказал М.Бибарсов.

    В этой связи было уделено внимание теме модернизации духовных структур мусульман. Как известно, процесс ускоренной модернизации проходит сегодня в структуре Совета муфтиев России. Аналогичные преобразования с большой долей вероятности коснутся и духовных структур на пространстве СНГ, которые также находятся в поиске своего нового лица в условиях меняющихся обществ. В ситуации, когда все больше аналитиков с тревогой ожидают, что события в арабском мире перекинутся на Центральную Азию, это особенно важно.

    Спецпредставитель СМР по работе со странами СНГ Д.Мухетдинов подчеркнул значимость координации усилий по работе с молодежью на всем пространстве СНГ.

    Молодежь мобильна, сегодня она в одной стране, завтра в другой, а в социальных сетях общается с единомышленниками по всему миру. И если, как прогнозируют эксперты, азиатское подбрюшье России полыхнет осенью, что остановит миллионы мигрантов в России, что остановит кавказскую молодежь? Им фактически нечего терять, так как они мало что имеют сейчас и не видят перед собой перспектив. А времени остается мало.

    Диляра Ахметова




    ислам молитвы
    МЕЧЕТИ ТАТАРСТАНА
    мусульманство и архитектура

    МЕЧЕТЬ "ТАУБА" Г.НАБ.ЧЕЛНЫ
    См. подробнее

    МЕЧЕТЬ “ХУЗАЙФА ИБН АЛЬ-ЯМАНИ”" Г.КАЗАНЬ
    См. подробнее

    бесплатно ислам
    ОБЪЯВЛЕНИЯ
    деловые, помощь, разное

    продаю свяшенную книгу Коран...
    Категория: "Продается"

    Срочно нужна комната в москв...
    Категория: "Сниму жилье"

    Сдаю комнату
    Категория: "Сдам жилье"

    Щебень мраморный
    Категория: "Продается"

    Двухкомнатная квартира на Ко...
    Категория: "Сдам жилье"

    Продаю квартиру
    Категория: "Продается"

    Представлю Ваши интересы в У...
    Категория: "Услуги"

    Сдам 3-х комн. квартиру Южно...
    Категория: "Сдам жилье"

    Столбы металлические для заб...
    Категория: "Продается"

    Краны шаровые НЖ Ру 16 МПа
    Категория: "Продается"

    Сдам комнату на сутки, ночь ...
    Категория: "Сдам жилье"

    Помогите устроить жизнь
    Категория: "Нужна помощь"

    мусульмане
    КТО ЕСТЬ КТО
    мусульманство в лицах

    Имам-хатыйб мечети "Медина" (г.Казань), Председатель Ревизионной комиссии Духовного управления мусульман Республики Татарстан

    Муфтий Татарстана в 1998-2011 годах, вице-президент Исламского Совета Евразии

    ИНТЕРЕСНО
    статьи, аналитика


    © 2007—2024 Информационное агентство «Исламтат»
    Экспорт заголовков новостных лент
    Порядок мусульманства Мусульманство Поиск по сайту Мусульманские сайты хиджаб
    Хотите кнопку Исламтат.Ру на своем сайте?
    хиджаб
    Мусульманки носят хиджаб. Ведь мусульманство в Татарстане очень развито. Это дин Ислам, мечети Татарстана и намаз. Религия ислам позволяет поговорить про мечеть, а также шариат в мусульманстве