Информационное агентство "Исламтат", Ринат Габбасов
В конце марта ультраправые националисты Нидерландов во главе с парламентарием Геертом Вильдерсом объявили о выходе в свет антиисламского фильма "Фитна". Цель фильма - опорочить Коран и мусульман, спровоцировать верующих на необдуманные поступки и насилие, как и в случае с карикатурным скандалом - создать напряжение между мусульманами и представителями других конфессий.
В такой ситуации нам, мусульманам, необходимо проявить выдержку и терпение, не совершать необдуманных поступков. Нужно правильно реагировать на подобные выходки исламофобов и дать им достойный фактологический и научный отпор.
В связи с чем, предлагаю вашему вниманию анализ тех аятов из Корана, которые, по версии создателей фильма, приводят мусульман к совершению террористических акций и проявлению открытой вражды к немусульманам.
Начнем с того, что в достославном мудром Коране нет ни одного лишнего аята, каждое слово, каждая буква несет в себе огромный смысл. Коран - наша священная книга, актуальность которой будет неизменна вплоть до Дня Суда. Однако каждый аят имеет свое предназначение, связан с конкретными ситуациями и причинами ниспослания.
Например, как следует понимать аяты: «Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями» или «Иудеи и христиане не будут довольны тобой, пока ты не станешь придерживаться их религии» и похожие аяты? В Коране есть много аятов похожего содержания, однако, для правильного их понимания и понятия их предназначения для начала очень важно правильно ответить на вопрос: о каких иудеях и христианах идет речь? Знание причин и обстоятельств ниспослания вышеупомянутых аятов являются первым шагом для ответа на этот вопрос. Важнейшими условиями здесь выступают «состояние войны» и «состояние мира». Нет никаких сомнений, что все эти аяты ниспосланы в условиях военного противостояния, когда люди из противоположного лагеря направляли все свои усилия на физическое уничтожение мусульман. Другими словами, эти аяты обращены к тем иудеям и христианам, которые, используя любую возможность, всеми силами, своими действиями проявляют вражду к мусульманам. Но очевидно, что даже во время военных действий к людям Писания, не оказывающим поддержку своим братьям по вере в войне против мусульман, отношение не тождественно враждующим. Об этом Коран ясно заявляет: «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных» (60\8), «Воистину, среди людей Писания есть такие, которые веруют в Аллаха и в то, что было ниспослано вам и что было ниспослано им, будучи смиренными перед Аллахом и не продавая знамения Аллаха за ничтожную цену. Их награда ожидает их у их Господа. Воистину, Аллах скор в расчете» (3\199), «Не все они (люди Писания) одинаковы. Среди людей Писания есть праведные люди, которые читают аяты Аллаха по ночам, падая ниц. Они веруют в Аллаха и в Последний день, велят творить одобряемое, запрещают предосудительное и торопятся совершать добрые дела. Они являются одними из праведников. Какой бы добрый поступок они ни совершили, ничто не будет отвергнуто от них. Аллах знает богобоязненных» (3\113-115).
Практическая деятельность пророка Мухаммада (мир ему) также подтверждает это правило. В один и тот же отрезок времени Мухаммад (мир ему) заключил договор с христианами из Наджрана и находился в состоянии войны с мекканскими многобожниками. Похожая ситуация сложилась с иудейскими племенами. Пророк (мир ему) никогда не рассматривал всех людей Писания как единый фронт, с которым необходимо воевать. Он никогда не заносил всех немусульман в одну категорию, не делая различий между многобожниками и людьми Писания. Иначе бы невозможно было объяснить разрешение на брак с женщинами из людей Писания и на употребление мяса животных, забитых ими .
Отсюда можно сделать заключение: причины регламентирования отношений вышеописанными аятами не религиозные, а полностью политические, вызванные политической необходимостью. Сфера и способы приведения в исполнение вердиктов этих аятов зависят от множества условий, среди которых: политическая обстановка, соблюдение или несоблюдение сторонами союзных договоров, степень проявления враждебности, насколько реальна и открыта угроза безопасности и т.д.
Если человеку суждено было стать иудеем или христианином, то это еще не означает, что вышеупомянутые аяты относятся к нему. Но если, как это было во времена ниспослания Корана, человек находится во вражде с мусульманами, рассматривает свою религиозную принадлежность как причину для этой вражды и открыто объявляет мусульманам войну, т.е., соответствует своими качествами людям, ставшим причиной ниспослания данных аятов, то и отношение к таким людям будет соответствующее.
В Коране есть несколько аятов, в которых, подразумевая неверных, идет открытый призыв к их убийству. В них говорится следующее: «Убивайте их (многобожников), где бы вы их ни встретили» (2\191), «Хватайте их и убивайте, где бы вы их ни обнаружили. Не берите себе из них ни покровителей, ни помощников» (3\89), «Когда же завершатся запретные месяцы, то убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили, берите их в плен, осаждайте их и устраивайте для них любую засаду» (9\5). Как нам следует понимать приказы, находящиеся в данных аятах?
Как и в случае с предыдущими аятами необходимо избрать метод их интерпретации, обеспечивающий правильное понимание их миссии для прошлого, настоящего и будущего. Для правильного понимания Корана должна быть применена методология тафсира. В соответствии с ней необходимо, чтобы Коран комментировали специалисты, при этом, соблюдая его внутреннюю целостность, использовали такие категории тафсира, как: сабаб-ун-нузуль - причина ниспослания; мухкам - открытость; муташабих - иносказательность; муджмаль - некомментируемость; мутлак - абсолютность; мукаййад - ограничение; насих - аннулирование; мансух - аннулированность и т.д.
Перечисленные аяты, не смотря на то, что они должны быть интерпретированы в соответствии с вышеуказанными методами, часто приводятся с нарушением даже внутренней целостности и преемственности, грубо выдергиваются из контекста, как и в фильме Вильдерса "Фитна". Однако, подобный подход, являясь показателем предвзятого и предубежденного отношения, на самом деле способствует отдалению людей друг от друга. И вместо конструктивного диалога между людьми, проявления взаимопомощи и практики добрососедских отношений, приводят к розни и межрелигиозной вражде.
Давайте рассмотрим каждый из данных аятов в отдельности: первый аят (Убивайте их (многобожников), где бы вы их ни встретили) повествует о мекканских мушриках. Эти люди, начиная с самого зарождения Ислама применяли к мусульманам репрессии и пытки, вплоть до их физического устранения. Еще до времени ниспослания данных аятов они не признавали право мусульман на существование, объявили им бойкот, ссылку, применяли пытки, а в кульминации своего злодейства выгнали их из Мекки. Во время же мединского периода они нарушили все соглашения, заключенные с мусульманами. Они же первыми начали войну.
Так как мусульмане не являлись причиной сложившейся ситуации, то и говорить в подобных условиях о мире и человечности является бессмысленным. В таком положении нужно было быть сильным и всегда держать свой моральный дух на высоте. Ибо совершалась вооруженная борьба, при которой смерть и потери неотвратимы. В условиях того периода первым условием победы являлось устранение людской угрозы противника, т.е. оборона себя. То являлось закономерным и естественным результатом военных действий. Об этом Коран говорит: «Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников. Убивайте их (многобожников), где бы вы их ни встретили, и изгоняйте их оттуда, откуда они вас изгнали. Искушение-фитна хуже, чем убийство. Но не сражайтесь с ними у Заповедной мечети, пока они не станут сражаться с вами в ней. Если же они станут сражаться с вами, то убивайте их. Таково воздаяние неверующим! Но если они прекратят, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (2\190-192). Рассматривая эти три аята как единое целое мы замечаем следующие важные детали: во время или по окончании войны не должно быть несправедливости, в независимости от стадии войны при предложении с противоположной стороны перемирия – оно должно быть обеспечено, недопустимо первыми начинать агрессию. Эти принципы, намного опережая сформулированную Св. Августином христианскую Доктрину Справедливой Войны, закладывают ключевые основы исламского военного права.
Второй аят (Хватайте их и убивайте, где бы вы их ни обнаружили. Не берите себе из них ни покровителей, ни помощников) относится к лицемерам Медины, которые бежали с поле боя перед сражением, и стали дезертирами.
Что касается запрета на избрание из них друзей, то здесь комментаторы придают слову «друг» значение «секретного советника», а в комментариях данного аята говорят о запрете посвящения их в дела государственной тайны, для недопущения ее разглашения. С поддержкой данного мнения выступает сочинитель трудов Муфридат Исфахани, кому принадлежат следующие слова: «предметом запрета является дружба в понимании доверия тайны». Причиной ниспослания аята является группа мусульман, еще до принятия Ислама находящаяся с иудеями в очень близких отношениях. Они советовались с иудеями во всем: от совета с ними по любым вопросам торговли до раскрытия семейных проблем. По многим вопросам они прислушивались к совету иудеев. Важным доказательством подобного тафсира данного аята является следующий случай. Однажды второму праведному халифу Умару (р.а.) предложили на должность секретаря христианина, обладающего красивым почерком, на что он ответил «если я его возьму, то изберу из них друга». И этот запрет касается не только многобожников, но и любых немусульман, пусть они приходятся мусульманину родителями или близкими родственниками. «О те, которые уверовали! Не берите своих отцов и братьев себе в помощники и друзья, если они предпочли вере неверие. А те из вас, которые берут их себе в помощники и друзья, являются беззаконниками» (9\23). Таким образом, предметом запрета является дружба в деловом смысле, в значении передачи важных религиозных и мирских секретов, государственной тайны, а не другая дружба.
Третий же аят относится к многобожникам, неоднократно нарушившим соглашения с мусульманами, и устраивавшим диверсии против мусульманского государства.
Итак, рассматривая данные три аята как единое целое, можно сделать следующие заключения:
1. Будь то лицемеры или многобожники, отношение ко всем не должно быть одинаковым. Проводится различие между открыто проявляющими вражду к мусульманам, ищущими у них гарантии безопасности или же соблюдающими нейтралитет; к каждой из групп Коран повелевает мусульманам относится по-разному.
2. Повеление в Коране «убивайте» встречается лишь в трех местах. И везде ключевым моментом выступает «несоблюдение клятвы». Как то видно из анализа этих трех аятов, в разные периоды многобожники и лицемеры нарушали договора, заключенные с пророком (мир ему). Невозможно даже представить, чтобы пророк (мир ему) первым нарушил договор, ведь он еще до пророчества соблюдал данные им клятвы и являлся правдивейшим из людей. Однако неопровержимым историческим фактом является то, что многобожники открыто, а лицемеры скрыто выступали против мусульман, для этого вступали друг с другом в союзы и всячески нарушали клятвы и договора с мусульманами.
В течение долгих лет мусульман всячески притесняли, подвергали нестерпимым пыткам и унижениям, доставляли им страдания и мучения, а в завершение всего этого еще и нарушили с ними договор, вероломно их предали. Конечно же, с такими людьми нельзя было вести себя как будто ничего не произошло, так как это означало бы собственноручно подвергнуть себя опасности и самому себе положить конец. В таком случае, повеление в Коране «убивайте», встречающееся лишь в трех его местах, связано с политическими соображениями. Отстаивание своего суверенитета является нормальной и справедливой практикой любого государства. Следовательно, нельзя путать религиозные ценности с политическими и правовыми ситуациями. Однако это не означает, что религиозные ценности не включают в себя политические и правовые аспекты. То, на что необходимо обратить внимание – необходимо проводить различия между реакцией на отдельно возникающую ситуацию и универсальными общими принципами, принципами мира в Исламе.
С другой стороны, аяты в суре Тауба, повелевающие не проявлять в отношениях с многобожниками послаблений, брать их в плен, осаждать и устраивать для них любую засаду, а в случае необходимости и устранять физически, указывают на необходимые меры для освобождения Каабы от присутствия и власти многобожников, как отстаивание государственного суверенитета и защиты прав человека, которые так нарушались в тот момент неверующими в отношении верующих, в том числе право на жизнь.
Но даже здесь, повеление Корана убивать агрессора ограничено следующими условиями:
1. Невыполнение стороной-агрессором соглашений и начало открытой вооруженной агрессии против мусульман;
2. Если многобожники-агрессоры предложат перемирие, то таковое необходимо предоставить и надлежит сесть за стол переговоров;
3. Тем, кто просит гарантии безопасности таковые надо предоставить.
Как видим, все это показывает насколько толерантное, терпимое и человечное отношение Ислама к людям! Для демонстрации глубины толерантности хватит даже одного аята: «А если ты опасаешься измены со стороны людей, то отбрось договорные обязательства (уведомив их о прекращении действия договора), чтобы все оказались равны (в знании прекращения действия договора). Воистину, Аллах не любит изменников» (8\58).
Здесь необходимо отдельно остановиться для разъяснения правил объявления войны в Исламе. Правил объявления о прекращении действия договора и начале войны таких, какие закреплены в правовой системе Ислама нет ни в одной другой правовой системе. «Конвенция об открытии военных действий», предписывающая странам-участникам начинать военные действия только после предварительного предупреждения, запрещающая любые секретные и диверсионные операции и т.д., была принята в Гааге лишь в 1907 г., тогда как Ислам сделал подобные разграничения еще 14 веков назад! А то, насколько гаагская конвенция соблюдалась до наших дней известно всем.
В завершение, для целостного обзора этой темы приведем правила, выведенные исламскими правоведами относительно ведения боевых действий:
1. Объявление государством войны происходит в случае наличия фактического военного положения. Если же противная сторона попросит перемирия и гарантии безопасности, необходимо прекратить военные действия. (Тауба, 9\6)
2. Бороться можно только с боеспособным противником. Иначе, даже если он является вражеским – считается безвредным. По этой причине неприкосновенными остаются священники, гражданские лица, дети и женщины не участвующие в боевых действиях.
3. Противник должен своими действиями наносить практический ущерб и вред. В соответствии с этим, даже если противник боеспособен, но своими действиями не причиняет вреда, то его нельзя убить даже на поле боя. Его разрешается лишь брать в плен, и пока противник находится в плену - относиться к нему по-человечески. Хорошим примером служит в этой связи поступок пророка Мухаммада (мир ему), который не проклинал даже врагов, пытавшихся его убить.
4. Распространенный в оисламском периоде и наблюдающийся со стороны противника обычай надругательства над телами убитых врагов является запрещенным в Исламе. Уважая людей только за то, что они люди, пророк Мухаммад (мир ему) приказывал даже не говорить о мертвых врагах плохо и приложить все усилия, чтобы не обидеть близких им живых людей.
Еще раз напомним, в Исламе за основу взят мир. Война – это лишь временное явление, возникающее в результате политических противоречий и проявляющееся в виде боевых столкновений армий. В этом плане она носит мирской, миротворческий характер. Одно лишь различие в вероисповедании не является поводом для войны. Причиной войны всегда является практическое проявление враждебности противником. Но даже в ситуации войны есть ограничения и правила, в соответствии с которыми нужно воевать с противником. Эти правила, в свою очередь, были установлены непосредственно Кораном и сунной пророка Мухаммада (мир ему), неукоснительно соблюдались и применялись первыми халифами, позже этот практический опыт принял форму военного кодекса в исламских правовых сборниках. Упоминаемые в вопросе категоричные аяты о ведении войны связаны со случаями невозможности решения проблем дипломатическим путем и реальной угрозы физического уничтожения мусульман.
Основа взаимоотношений с немусульманами: война или мир?
В Исламе основой является не война, а любовь, сострадание, прощение, толерантность и мир. Война является чрезвычайным положением и используется только тогда, когда другие пути разрешения конфликта исчерпаны. Военные действия против немусульман разрешены лишь для защиты имущества, религии, страны, при угрозе безопасности, при нарушении соглашений, для отражения агрессии, для прекращения насилия и несправедливости. Это обстоятельство Коран открыто подчеркивает: «Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы дозволенного» (2\190).
Запрет на преступление границ дозволенного на войне является основополагающим: «О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете» (5\8). По утверждению комментатора Корана ар-Рады положение этого аята является общим. Даже если противник будет творить зло и преступать все рамки в аяте мусульманам приказано вести себя справедливо, запрещены зло и несправедливость.
Что касается повеления к совершению одобряемого, увещевания и совета, мягкости в речах, то это все присуще не только исламскому призыву, но и исламскому образу жизни в целом. Описанные в Коране и являющиеся для нас примером жизни посланников Аллаха не являются чем-то иным. На страницах Корана мы встречаем множество реалий, указывающих не на войну, а на мир, любовь, снисходительность и прощение. Среди подобных: описание миссии пророков, состоящей в призыве людей мягкими словами к божественным истинам, без какого-либо принуждения (10\99, 34\28), главным инструментом призыва является убеждение (29\61).
Несмотря на притеснения, унижения и трудности, создаваемые соплеменниками пророки Нух, Лут, Муса, Салих, Йусуф и Ибрагим (мир им) не прекращали призывать с любовью и с терпением, пророку Мусе (мир ему) было велено говорить даже с фараоном (практиковавшим геноцид мусульман) мягко (20\44). Несмотря на то, что Иса (мир ему) по воле Аллаха показал своему народу множество чудес, люди потребовали ниспослания с неба пищи, а впоследствии хотели его распять. Но Иса (мир ему) лишь молился за свой народ (5\118).
При взгляде на жизнь пророка Мухааммада (мир ему) мы увидим все те же трудности. Для покорения сердец и приближения неверующих к Исламу, или для отведения исходящего от них зла пророк Мухаммад (мир ему) использовал средства из государственной казны, что является историческим фактом. Во время покорения Мекки он всех простил, даже тех, кто на протяжении 22 лет причинял пророку Мухаммаду (мир ему) и мусульманам невероятные страдания. Здесь он не стал брать трофеи и пленных, как это делалось после победы в сражениях. Этот исключительный человек, вдохновленный словами Йусуфа, сказанными своим братьям, сказал мекканским многобожникам, которые и не надеялись на спасение: «Сегодня никто не будет осужден! Все свободны».
Габбасов Р.Р., сопредседатель культурно-просветительского фонда "Призма" (г.Казань), специально для ИА "Исламтат"