СТОЛПЫ ИСЛАМА / Выйти
НАЛОГ-ЗАКЯТ Закят – своего рода очистительное пожертвование, которое каждый состоятельный мусульманин обязательно делает раз в год в пользу некоторых категорий людей. Закят – это четвертый столп Ислама. Однако закят не похож на государственный налог в нашем привычном понимании. Закят – это не дань правителю, не налог на бороду, не косвенное вложение в малый бизнес. Аллах установил закят для двух людей – для того, у кого есть что дать и для того, кто нуждается в том, чтобы взять это. Оба эти человека находятся на пути поиска довольства Аллаха. Закят – двусторонний комплекс: для одного – это возможность отдать долг обществу, очистившись перед своим Творцом, а для другого – это милость от того же Творца, которую Он дает через преданных Ему людей. Закят дозволено распределить лишь среди нескольких категорий людей, для других же он – запретен. Закят направляется нищим мусульманам, сборщикам закята из числа бедных, на выплату долгов разорившихся, выкуп рабов и др. Закят всегда исчисляется лишь с доходной части бюджета. Вернее даже сказать от ее избыточной части. Согласно шариату – системе законов, установленной Создателем жизни, мера свободного, не работающего в общественном производстве в качестве минимального средства обеспечения нужд имущества – это 85-90 грамм золота, то есть в денежном эквиваленте это примерно 40 тысяч рублей. Если у мусульманина доход достигает уровня, достаточного для того чтобы жить, питаться и удовлетворять другие первостепенные нужды, а на руках после этих расходов еще остается такое количество денег (нисаб), тогда верующему необходимо отдать в в качестве своего закята 1/40 (одну сороковую) часть данного имущества. Одна сороковая отсчитывается не от общего объема имущества, а лишь от излишка, который остался после всех необходимых расходов. Следует определить категорию людей, попадающих под определение «налогоплательщики» (выплачивающие закят) в данном контексте. Если в России, помимо того, что платят налог физические и юридические лица, с любым доходом, не существует разделения, и налоги не носят дискриминационный характер, согласно статье 3 НК РФ, то в мусульманских странах налог – закят платят лишь верующие, да и то, если они владеют определенным минимумом имущества. К тому же, даже из зажиточных мусульман не каждый будет платить закят. Налогоплательщиком будет являться, во-первых, дееспособный мусульманин, достигший половой зрелости (без долговых обязательств), во-вторых, плательщик налога должен полностью владеть имуществом, то есть свободные сбережения, и соответствовать определенной мере. Все вышеперечисленное позволяет удивиться, насколько продумана была Всевышним не только духовная практика, но социальная и экономическая упорядоченность законов, изложенная в Коране.
|