С 2003 года в Казани действует уникальный Центр подготовки хафизов Корана (ЦПХК) при Российском исламском университете (РИУ). Почему так поздно появился этот Центр? В чём вообще необходимость особого чтения, рецитации Корана, как преодолеть трудности, и все ли способны к этому искусству? Об этом рассказывает руководитель Центра - Ибрахим Сабиров.
- Свобода совести стала реальностью в России с начала перестройки, а столь важный инструмент исламской культуры, как Центр подготовки хафизов, появился лишь в 2003 году. Чем это объясняется?
Трагической историей нашей страны. Точнее говоря, теми гонениями, которые сначала предельно сузили исламские традиции везде в Российской империи, и особенно в Поволжье, а потом почти полностью их уничтожили при советском режиме.
Восстанавливать столь тонкое искусство как чтение Корана, и в особенности, опыт хафизов (знатоков коранического текста наизусть и мастеров его исполнения) чрезвычайно трудно. Ведь тут важны живые люди - хрупкие носители этого великого дара. Надо, чтобы одаренный человек еще смолоду встретил настоящего учителя, который передал бы ему «силсила - цепочку - посвящение» от самого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!).
Вдумайтесь только: происхождение Корана - тайна Аллаха, но Он передает эту тайну человечеству через Ангела Джабраила, тот – Пророку (мир ему и благословение Всевышнего!), а Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) - своим последователям. Слушая сегодня Коран от настоящего чтеца, мы приобщаемся к этой цепочке. Вот почему гонители Ислама всегда пытались не только разрушить мечети, сжечь книги, но и прервать цепочку живого богообщения через хафизов!
- Теперь понятнее, почему Вы - таджик - прибыли в столицу Татарстана и восстанавливаете традицию. Ведь, к примеру, в Киргизии ныне 40 таких центров, как казанский.
Да, у нас, вдали от имперского и советских центров, живее хранились традиции. Теперь мы призваны помочь нашим братьям. Если же говорить обо мне лично, то я только начал учебу у себя дома, но полноценно принял традицию от Абдульджалиля Касима из Йемена (сейчас он также в нашем Центре).
В современной же России возрождение Ислама пришлось на 90-е годы прошлого века, когда появились первые хафизы из зарубежья, а некоторые юноши выучили Коран в Турции, Саудовской Аравии. Первые татарстанские хафизы были учениками устаза из Турции Караерса Мюкеррема. Я тоже из их числа.
Вообще же в 50 странах мира действует сеть Всемирной Организации хафизов Корана. Она вдохновляется известным хадисом, который передал Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах): «Достойнейший из вас тот, кто изучил Коран, а затем обучал ему других».
Вот еще пример, правда, из далекого от нас Судана: там более 5 миллионов человек, заучивающих Коран наизусть, действует 3 университета, полностью занятых изучением Корана.
Мы же какое-то время искали форму организации и достойное место для нашего Центра. И вот, хвала Всевышнему, обрели поддержку в РИУ, где сейчас и трудимся.
- А как Вы объясняете ученикам, зачем нужно какое-то особое «чтение» - нараспев, с паузами, с интонационными выделениями… одним словом, некое специфическое вокальное искусство, называемое по-арабски «таджвид»?
Коран подобен неисчерпаемому источнику, который утоляет жажду познаний человека. Но в нем не только бесценная информация (частично открытая, частично скрытая), но и неподражаемая гармония: каждое предложение, слово и звук настолько гармонируют друг с другом, что вызывают эмоциональный подъем у человека, услышавшего красивое и грамотное чтение.
Каждая буква Корана, прочитанная нами на арабском языке, порой даже без понимания смысла, обогащает дух человека и зачисляется ему как благое дело. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Кто прочтет одну букву из Корана, тот получит за это единицу благого, а затем она будет увеличена в десять раз». Таким образом, прочитавшему в Коране «Алиф Лям Мим» записывается 30 хороших дел. А сколько будет, если он прочитает более этого!
- Можно ли заглянуть в сердце чтеца, читающего Коран? Куда Вы ведете своего студента?
Когда мы правильно читаем Коран, сами проговариваем слова Всевышнего, они проникают к нам в сердце. Проговаривая раз за разом аяты, студент получает навык правильного построения речи на арабском языке, вырабатывает красноречие. Это техника, а далее мы идем к сути. Проникнув в дух Корана, чтец обретает возвышенное состояние, а душа его обитает с ангелами. Тогда и мысль возвышается, и раздумья чтеца находят свой порядок.
Имам Ибн аль-Джазари сказал: «Хранение Корана в сердце путем заучивания, а не на свитках или книгах, указывает на доверие Аллаха и на почетную особенность, дарованную Аллахом мусульманам. Это является противоположностью тем обладателям Писания, которые хранят священные тексты лишь в книгах, не зная их наизусть, и поэтому читают их, смотря в свои книги. Тогда как Аллах наделил мусульман тем, что некоторые из них всецело отдаются совершенному и правильному чтению, по буквам получив Коран от Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), не отбрасывая ни одной огласовки и ни одного сукуна».
- Я слышал, что Вы собираетесь готовить даже женщин-хафизов? Кому-то это покажется необычным…
Это древнейшая традиция, и не то удивительно, что мы ее сейчас вспомнили, а то, что она была утрачена. Да, мы привлекли девушек к изучению Корана в марте этого года, когда был организован первый, уникальный конкурс. Летом приняли участие в работе детских мусульманских лагерей в Татарстане. Успех конкурса и прошедших лагерей подтолкнул нас к созданию условий для профессиональной подготовки чтиц и хафизов — уже на постоянной основе.
Вот в июне–июле проходила летняя школа по изучению Корана для девушек и детей. Более 60 человек в возрасте от 5 до 30 лет изучали текст и арабский язык. А 2 августа прошел выпуск, вручены свидетельства и памятные подарки.
Параллельно для преподавательниц летних курсов были организованы полугодовые он-лайн курсы повышения квалификации. В режиме реального времени через интернет с ними занимаются наставницы из Всемирной организации подготовки хафизов.
- Разве что-то можно выучить за столь короткие курсы?
Работа этих курсов дала хорошие результаты: некоторые успели выучить до двух частей Корана. А малыши освоили арабский алфавит и научились читать Коран. Принимая во внимание востребованность такого образовательного направления, наш Центр и Благотворительный фонд «От сердца к сердцу», спонсировавший летние курсы, приняли решение о продолжении курсов изучения Корана для девушек — в виде женского вечернего отделения. Набор проводился уже в сентябре текущего года. Этот опыт — уникальный для России, ведь пока ни в одном мусульманском заведении у нас не воспитываются женщины-знатоки полного текста Корана.
Но не надо думать, что заучивание - редкое свойство! Имам аль-Мавариди считал «заучиваемость» одним из чудес Корана: «Одно из чудес Корана заключается в том, что он при заучивании наизусть легок для всех людей, независимо от того, на каких языках они говорят. Ни одна книга не заучивается так, как заучивается Коран. Это особенность, данная ему Всевышним, которая делает его отличным от других книг».
- Вы работаете не только с самими учениками, но и над методиками?
Это совершенно необходимо. Традиция включает как разнообразие самих способов чтения Корана, разные его стили, так и многообразие методик обучения. Причем, этот процесс творческий, и в последнее время появилось много нового. Мы участвуем в международных конференциях типа «Методы заучивания Священного Корана и их совершенствование», к примеру, в Чаде и Йемене. Впервые решили использовать дистанционное обучение, когда педагог находится в Джидде, а наш ученик сидит перед компьютером здесь.
- Но сейчас Вы в Татарстане с его собственными музыкальными интонациями - что Вы с ними делаете? Отвергаете?
Повторю: культура Ислама предполагает разнообразие и не отвергает национального своеобразия. Да, татарская музыкальность (и это буквально сидит в подсознании даже у младенцев) основана на пентатонике. Ребенок начинает мыслить (в том числе музыкально) в духе своих предков. Наша задача — развить его способности вообще, затем научить мыслить по-арабски (коранически), чтобы потом он вновь вернулся к своим корням.
- А признают ли в мире качество вашего образования?
Признанием нашего Центра стало приглашение на Рамадан 2004-го года трех представителей — муфтия РТ (тогда ректора РИУ) Гусмана Исхакова, меня как руководителя и нашего лучшего студента Рушана Акшова - в Саудовскую Аравию на ежегодное «Торжественное собрание лучших знатоков Корана» в присутствии Его королевского Высочества Принца Абдульмаджида ибн Абдулазиза аль-Сауда. Рушан Акшов в том же году занял 6 место во Всемирном конкурсе хафизов в Джидде. Сейчас готовим его к обучению в университете Аль-Азхар.
А мне самому в свое время открыли квоту в Малайзии, и встал выбор: продолжить там обучение или остаться в Казани и создать Центр…
- И Вы выбрали Центр. А как принимаете новичков? И сколько им надо учиться?
Принимаем сначала на подготовительные курсы, где за год выясняется, способен ли человек; некоторые такую подготовку-проверку проходят в мечетях. Затем можно или 1–2 года учиться только чтению Корана, или же 5–6 лет наряду с этим освоить смыслы Книги и стать ученым.
С будущими хранителями Корана занимаются преподаватели Абдульмалик Сайдаралиев, Мухаммад Мусдиф, Шавкят Абубекеров и я. Кроме этого, Центр является головной организацией для подготовительного отделения при казанской мечети «Сулейман» и филиала РИУ в Набережных Челнах, где обучаются девушки. Основное время учебы, естественно, занимает сам процесс заучивания, однако студенты получают знания и по таким дисциплинам, как арабский язык, фикх, ахляк, акыда, тафсир. В расписании есть и занятия физической культурой.
- Что Вы скажете желающим попробовать свои силы и прийти учиться на хафиза?
В сборнике имама Бухари есть «Глава о радости знающего Коран наизусть» с хадисом от Абдуллы ибн Умара: «Не следует завидовать никому, кроме отличившихся двумя свойствами: человеку, которому Аллах даровал знание Корана и который читает его днем и ночью, и человеку, которому Аллах даровал богатство и который расходует его днем и ночью на пути Аллаха».
Беседовал Джаннат Сергей Маркус, Казань
Читайте также на ИА "Исламтат":