Сегодня - первый день священного месяца Рамадан, начало поста. Об этом мы беседуем с муфтием Татарстана Гусманом-хазратом Исхаковым. - Гусман-хазрат, немало наших соотечественников считают себя мусульманами, но постов не держат, считая, что не так уж это и важно. Вы с такой точкой зрения наверняка не согласны?
- Конечно, не согласен. Как женщина не может быть наполовину беременной, так и верующий не может быть мусульманином лишь отчасти. Всевышний не принуждает человека к тому, что ему не под силу. Людям с тяжелыми заболеваниями, путешественникам, беременным Всевышний дозволяет не держать пост. Все пропущенные дни можно возместить позже. Если же человек страдает от хронического заболевания, до конца жизни лишен возможности поститься, он платит штрафные. Размер их исчисляется так: складывается стоимость утреннего приема пищи и вечернего разговенья и умножается на 30 дней. Такую сумму нужно во время поста раздать нуждающимся. Но подчеркиваю, здоровым нельзя откупиться от Рамадана, это правило распространяется только на тяжело больных.
Случается и такое, что люди и хотели бы поститься, но боятся этот рубеж перейти. Они спрашивают: а что, если мы будем поститься не весь Рамадан, а несколько дней, скажем, первый, десятый, пятнадцатый и последний день поста. Не надо отталкивать их, мол, не можете поститься весь месяц, так не делайте этого вообще. Напротив, пусть попробуют держать пост, и, когда человек вкусит чудо Рамадана, он придет к мысли о необходимости длительного поста. Ведь речь идет не просто о воздержании от пищи, но и от дурных помыслов, от сквернословия, от лжи, клеветы, агрессии и раздражительности. В течение всего поста верующий не должен повышать голос, особенно на близких. Пост для нашей души - своего рода медресе, человек целый месяц сам себя воспитывает. За это время он привыкает к правильному образу жизни и думает: оказывается, можно и вот так жить. Впрочем, и воздержание от пищи приводит к нравственному росту: когда человек голоден, он лучше понимает бедных, нуждающихся, начинает задумываться над тем, как им помочь.
Рамадан настраивает нас на добро. Иногда человек подолгу откладывает доброе дело, но только не в Рамадан. Месяц ведь короток, а нужно и соседку, и родственников успеть навестить. И малоимущих не забыть...Ведь одно доброе дело в Рамадан равносильно десяти таким деяниям в обычное время, два поклона намаза в Рамадан - как 140 поклонов в обычное время.
Для некоторых Рамадан становится поворотным в судьбе. Так, есть у нас деревни, где люди пьют и курят, но в Рамадан - ни-ни! Правда, когда наступает разговенье, большинство снова бежит в магазин за бутылкой. Но всегда находятся среди них такие, кто бросают пить, курить, и это кардинально меняет жизнь их семей.
- Итак, вы призываете всех, кто считает себя мусульманами, непременно поститься?
- Не я призываю. Всевышний это приказал людям, а я лишь передаю это приказание. Пост приводит к богобоязненности. Богобоязненность же - стержень, человек с Богом в сердце не сделает ничего дурного.
- Какие благотворительные акции пройдут в Рамадан в мечетях и медресе?
- В наших мечетях с первого дня организуется праздничное разговенье. В последний день - утренняя трапеза. На разговенье приходят малоимущие, инвалиды, остаются и читают намаз. Приходят и люди, принадлежащие к другим конфессиям, мы и их тоже сажаем за стол, ведь они - наши братья.
- А что могут сделать в этом плане частные лица, обычные семьи?
- Я так скажу: начинать всегда надо с себя. Ведь садака - это не просто деньги, розданные неимущим. Это весь наш образ жизни в Рамадан. Будите на утреннюю молитву и трапезу совершеннолетних детей. Не лишайте их благодати. Помню, когда я еще был маленьким и держать пост мне было рано, я плакал, если мама не будила меня утром, и все равно старался поститься. И мама поняла, что надо меня поднимать со взрослыми. Ведь во время молитвы в Рамадан ангелы спускаются к нам, а все просьбы, с которыми мы обращаемся к Всевышнему, доходят до него. Для детей вера важнее, чем мама, чем папа.
Если же вы хотите помочь немощным, обратитесь в свой приход, там вам назовут адреса тех, кто нуждается в помощи. Пусть каждый прихожанин хоть раз в месяц пройдет по этим адресам, ведь Рамадан - это концентрация благих деяний. Причем важно не просто забросить мешок картошки или оделить малоимущего деньгами, нужно с одиноким человеком побеседовать по душам. Причем, делая добро, не надо разбирать, кто какой веры и нации. Помогайте всем и в первую очередь тем, кто рядом, близким, соседям.
Рамадан укрепляет и родственные связи. Каждый верующий делает в своем доме разговенье, приглашает на него близких родственников. Причем даже тех из них, кто считает себя атеистами. Пусть посидят с вами, побеседуют, посмотрят, как вы молитесь, не исключено, что и в их душах что-то изменится. Тогда так отрадно сознание, что их души спасла твоя доброта.
- Сейчас многие, относящие себя к мусульманам, имеют смутное представление об исламе. Где им набраться знаний?
- Прочитав одну книгу или услышав одну проповедь, уверовать подлинно трудно, но имамы не должны оставлять усилий. В конце концов, всякий умный человек однажды задумывается о вечном, в это время ему и надо помочь. Аллах сказал: облегчайте, а не утруждайте. Радуйте людей, а не пугайте. Некоторые имамы, когда приходит в мечеть человек лет 35-40, гонят его: "Ты уже опоздал, ты - пьяница, ты - распутник". Это неправильно. Раз есть душевный порыв, его следует поддержать, надо молиться за такого человека. Иногда его надо просто выслушать, оценить проблемы, с которыми он пришел, психологически подтолкнуть на истинный путь. Тогда он во второй раз захочет прийти в эту мечеть. К сожалению, не все имамы умеют слушать, а ведь мы должны работать с людьми индивидуально, как работают секты. Они сами приходят к человеку. Аллах сказал: не будьте глубоким колодцем, который с трудом находят люди, будьте легким облаком, сами ищите, где есть нуждающиеся, проливайте благодатную влагу на сухую землю. Для тех же, кто хочет узнать больше самостоятельно, везде продаются брошюры на русском и татарском языках. Если человек сделает к Всевышнему шаг, он сделает к нему десять шагов.
- Исламу приходится непросто в европеизированном российском обществе, в исламе жесткая система запретов, а это не слишком-то комфортно для тех, кто их не придерживался, причем уже не в одном поколении.
- Эти запреты установлены во благо человека. Курение, алкоголь, свинина, прелюбодеяние - все это запрещенное. Но ведь все это не идет нам на пользу. Запретный плод, конечно, сладок, но те, кто пьют, курят, едят свинину, прелюбодействуют, чаще других болеют, их семьи распадаются. Легко ехать под гору, но там может ждать несчастье и ад, трудно подниматься в гору, но там может ждать счастье и рай. Поэтому мы молим Всевышнего, чтобы он дал нам в этой жизни благую жизнь и в будущей наградил раем.
Некоторые говорят: что хорошего в том, чтобы носить глухие платья и платки. А что хорошего, когда женщина ходит полуобнаженной перед посторонними мужчинами, а вернувшись домой, к разрешенному мужу, надевает старый халат. Кончается это тем, что муж начинает заглядываться на других женщин, а в итоге у нас на 100 семей 50 разводов.
Я думаю, несмотря ни на что, татары все больше будут обращаться к подлинному исламу. 20 лет тому назад в Казани была одна мечеть, сейчас их 50. Девушек в платках на улице все больше, а ведь их никто к этому не принуждает. Все дело в том, что эта религия у нас в сердцах, в умах. Люди ищут ответа на вопрос: как жить? Там они видят лицемерие, тут обман и двойные стандарты. Был комсомол - его нет, была вера в коммунизм - да кончилась. Была лживая, но все же идеология, а теперь и ее не стало. В кого же верить, на что опираться? Люди в итоге приходят к религии. Попадают порой в секты, но возвращаются в итоге к истинной вере. Ребенок уже рождается с потребностью в вере, а дальше родители воспитывают - кого мусульманином, кого христианином, кого иудеем. Главное, чтобы человек жил с Богом в сердце.
Выпуск: 171(2626) от 13 сентября 2007 года. Рубрика: Общество. Автор: София САЙГАНОВА, "ВиД"