|
|
ПРОРОК МУХАММЕД (МИР ЕМУ) СКАЗАЛ: «Даже проткнуть себе голову железной иглой будет лучше, чем дотронуться до чужой женщины» (Аль-Байхаки, ат-Табарани) |
|
|
|
|
|
|
ЧЕТВЕРТЫЙ МУФТИЙ САЛИМГАРАЙ ХАЗРАТ ТЕВКЕЛЕВ (1805—1885) Полное имя: Салимгарай ибн Шахингарай ибн Юсуф ибн Котлыг-Мухаммад ибн Тевкил ибн Мамаш ибн Даулят-Мухаммад ибн Ураз-Мухаммад ибн Ундан ибн Шигайхан ибн Жадикхан ибн Джанихан ибн Коерчыкхан ибн Ырысхан аль-Чингизи ибн Юлбирде ибн Тенгребирде ибн Тевкил ибн Савалай ибн Туксабай. Указ о его назначении последовал 28 апреля 1865 года. 13 июня он приступил к исполнению обязанностей. Четвертый муфтий в отличие от своих предшественников не был выходцем из рядов духовенства. Он был отставным гвардии ротмистром, дворянином, его родословная восходила к Чингисхану. Он был очень богат, являлся помещиком. Бывшие до него муфтии по причине отсутствия личного богатства часто становились мишенью в обвинениях о требовании ими поборов при проведении экзаменов. Уставшая от такого рода клеветнических сплетен татарская общественность потребовала от правительства назначить муфтием материально независимого человека, которого невозможно было бы подозревать во взяточничестве. С другой стороны, муфтии, вышедшие из разряда мулл, недостаточно хорошо знали российское законодательство, структуру государственной машины. Поэтому в условиях, когда Россия вступила в полосу реформ после 1861 года, при которой происходило быстрое и кардинальное изменение законодательства, нужен был претендент, который не только бы хорошо владел русским языком, но и имел бы русское образование, чтобы быстро и компетентно разбираться в меняющейся юридической ситуации. Безусловно, если бы в этих условиях муфтием был поставлен человек, хорошо владеющий арабским и персидским языками, но плохо знающий русский язык, ему было бы очень затруднительно адекватно ситуации исполнять свои обязанности. В этом случае нам остается лишь восхищаться мудростью и чутьём наших предков, которые именно на период реформ Александра II смогли подобрать кандидата из русских офицеров, имеющего хорошее светское образование. Это было особенно важно в тот период, когда российская общественность пробуждалась, появлялись зачатки гражданских свобод. Выдвижение именно в это время солидного муфтия, фигура которого не вязалась с привычным образом забитого, подозреваемого во взяточничестве муллы-инородца, заставило замолчать разного рода миссионеров. Имидж и авторитет муфтията намного выросли. Необходимо отметить, что Салимгарай хазрат до определения на должность муфтия ещё в 1852 г. совершил хадж, где в Стамбуле был принят султаном и халифом Габделмаджидом. Служебная деятельность Салимгарая хазрата началась в Павлоградском гусарском полку (1826–33 гг.). Он участвовал в боевых действиях во время русско-турецкой войны 1828–29 гг. и при подавлении польского восстания в 1830–35 гг. За боевые подвиги он был удостоен четырех орденов и многочисленных медалей. После выхода в отставку он занимается своим помещичьим хозяйством, в его владении находилось три тысячи десятин земли. В 1845–51 гг. он избирается руководителем дворян Бугульминского уезда. Прославился щедрой помощью мечетям и медресе. Четвертый муфтий, как и все его предшественники, делает попытки укрепления структуры ОМДС. Он готовит множество проектов, в которых пытается добиться расширения прав муфтията, поднять роль духовенства. За такую последовательную позицию Оренбургский генерал-губернатор Н. А. Крыжановский называет его религиозным фанатиком. Этот губернатор пытался перевести используемые метрические книги в мечетях на русский язык, только вмешательство Салимгарая хазрата позволило сохранить их заполнение на татарском языке. Назначение муфтием Салимгарая хазрата принесло большое разочарование Н. И. Ильминскому, который считал, что личное богатство, авторитет и влиятельность нового муфтия сильно укрепили муфтият. Появление такого сильного муфтия помешало планам Ильминского ликвидировать муфтият. Салимгарай хазрат добился снижения пошлин за бракосочетание с 30 копеек до 8,5 копейки. Даже поступаемые от этих сборов средства он старался тратить на доплаты к содержанию сотрудникам муфтията. Он, к тому же, тратит на эти цели и собственные средства, помимо этого каждый год он из своего кармана выделяет по 200 рублей серебром на покупку канцтоваров. Салимгарай хазрат выступил резко против введения новых поборов с мусульман, благодаря такой его принципиальной позиции удалось избежать введения пошлин на проведение дженазы, имянаречение и разводы. Салимгарай хазрат много сделал для упорядочения приема экзаменов при определении духовенства. По его предложению был определён объём книг, которые необходимо было знать претендентам на разные духовные должности. Безусловно, это нововведение позволило резко сузить роль субъективного фактора при приёме таких экзаменов. Салимгарай хазрат многие свои годы потратил на ликвидацию системы препонов в строительстве мечетей. По его мнению, при наличии 20 мусульманских семей необходимо было выдавать разрешение на строительство мечети. Салимгарай хазрат беспокоился о самообеспечении мечетей. По его мнению, для увеличения объема вакуфного имущества и упорядочения его использования должны были быть введены должности назыров при каждой мечети. Эти назыры должны были управлять имуществом мечетей. Как и большинство других его предложений, оно было частично претворено в жизнь уже после его смерти. Салимгарай хазрат много своего внимания уделял открывшейся в 1872 году Уфимской татарской учительской школе. Под его влиянием в этой школе царил Исламский дух и большинство выпускников школы становились в ряды мусульманского духовенства. Об этом с сожалением, в отчаянии писали инспекторы. Из-за того что цели русификации и христианизации не были достигнуты, эта школа в 1889 году была правительством закрыта. А ведь в Казани аналогичная школа наоборот превратилась в антиисламский центр, рассадник антитатарских идей. Как видим, казанские муллы тратили своё время на критику Салимгарая хазрата, превратив эту школу в источник распространения атеистических и христианофильских идей, так как проводили уроки Ислама формально, интересуясь не воспитанием учащихся в исламском духе, а исключительно жалованием. Салимгарай хазрат отличался заботой об интересах народа, особенно бедствующей его части. Он первым инициировал сбор денег для голодающих при неурожаях, благодаря ему в мусульманском сообществе России стали привычными идеи общемусульманской солидарности, благотворительности. Так, по его призыву в 1867 году был собран 2431 рубль, эти деньги были распределены среди остро нуждающихся. Также он организовал такой сбор денег и в неурожайном 1874 году. Салимгарай хазрат пытался законодательно запретить продажу спиртных напитков в мусульманских населенных пунктах. Салимгарай хазрат внес большой вклад в развитие культуры мусульманских народов, именно он взял на работу в муфтият известного башкирского ученого-просветителя Мухамметсалима Уметбаева в 1880 году. Салимгарай хазрат обратил внимание на несправедливость в выборах казыев: в Казанском уезде наличествовало 169 мулл, в Мамадышском уезде — 172, а, например, в Чебоксарском и Цивильском 2 и 10, соответственно, но несмотря на это из всех уездов избиралось одинаково по два делегата на общегубернский съезд. Муфтий Салимгарай хазрат призвал перейти на пропорциональную систему выборов. По его предложению Казанское губернское правление 8 ноября 1871 года приняло решение, в соответствии с которым уезды с малочисленным духовенством были объединены в избирательные округа. Теперь от Казанского и Мамадышского уездов избиралось по 7 делегатов, из Тетюшского — 5, Чистопольского и Лаишевского — по 4, Спасского —3, Свияжского и Царевококшайского — по два, а от г. Казани и Цивильска — по одному. Салимгарай хазрат после своего назначения при первом же посещении министерства внутренних дел поднимает вопрос об отмене ограничения в 200 душ мужского пола для создания мусульманского прихода. Он предлагает и в малонаселенных татарских деревнях разрешить строительство мечетей. Разрешением этой проблемы он занимается в течение всего срока своей деятельности. Как известно, в феодальной России для переписи населения использовались так называемые ревизские сказки. Последняя X ревизия была проведена в 1857–1859 гг. Несмотря на естественный прирост населения в течение практически 30 лет на основании данных этой устаревшей ревизии запрещалось строить мечети из-за недостатка ревизских душ в количестве 200 человек. Салимгарай хазрат боролся с этим бессмысленным бюрократическим произволом, пытаясь сделать основным показателем количество семей, а не ревизских душ. Уже после смерти Салимгарая хазрата 15 декабря 1886 года Государственный совет наконец выдает разъяснение, что под числом 200 душ мужского пола надо понимать не ревизских, а всех имеющихся в наличии мужчин. С появлением такой возможности, например, только в Уфимской губернии в 1887–90 годы количество мечетей вырастает на 15%. Подытоживая, можно сказать, что назначение муфтием князя Тевкелева произвело на российскую общественность сильное впечатление, а особенно на пригревшуюся у трона коллаборационистскую мусульманскую аристократию. Если ранее они стеснялись своих мулл, то появление солидного, аристократичного, образованного муфтия, способного легко и свободно выступить на любом уровне перед любой аудиторией, стало для них большим событием. Не надо забывать, что царская Россия тех лет была сословным государством, причем между сословиями практически отсутствовало общение. А появление муфтия, имеющего статус князя в то время повысило не только значимость этого поста муфтия, но и авторитет всего мусульманского духовенства как общественной прослойки. Наличие у муфтия княжеского титула открывало для него двери в дома всех высокопоставленных слоев общества и двора. Знание муфтием русского языка в совершенстве делало возможным общение и на самом верху. Не секрет, что до этого мусульманское духовенство почти не могло говорить по-русски, даже считавший себя самым образованным Ш. Марджани не понимал русского языка. Как известно, ему русские книги читал и переводил один из его шакирдов. Марджани общался лишь с востоковедами Казанского университета, так как те знали татарский язык. Появление в столицах титулованного муфтия-князя вызвало большой общественный резонанс, явилось причиной появление интереса к Исламу, особенно в среде обрусевшей дворянской молодёжи, которая с тех пор всё больше начинает обращаться к своей природной религии. Впоследствии из этой молодёжи вырастает целая плеяда интеллигенции во главе с Исмаилом Гаспринским, причиной же их проявления была деятельность Салимгарая хазрата. До него татарские приходы жили практически в изоляции — как в гетто. Салимгарай хазрат стремился привнести в жизнь современность. После его прихода резко активизируется деятельность ОМДС, укрепляются связи с государственными органами, оперативно решаются накопившиеся вопросы. Такая активность в переписке с губернскими правлениями, привлечение к общению с ними местного духовенства поднимает авторитет мусульманских священнослужителей в масштабах всей империи, должность муллы становится ещё более выигрышной и востребованной. В результате ряды имамов пополняются за счёт подготовленной честолюбивой молодёжи. Такого рода плюсов в назначении Салимгарая хазрата можно было бы привести ещё много. Но пока почему-то эти положительные стороны не замечаются, его успехи и достижения приписываются другим. А ведь его слово было очень влиятельным по воздействию на мусульман, его призывы к просвещению, к культуре воспринимались татарской молодежью и вскоре привели к формированию мощного движения обновления и прогресса в татарском обществе. Происхождение Салимгарая хазрата из рода татарских чингизидов Золотой Орды делало его невероятно популярным в народных массах, он обладал огромным авторитетом, к нему испытывали чувства искренней любви простые верующие. Тем более что, по словам Ш. Марджани, в России не было среди мусульман более богатой семьи, чем Тевкелевы. Даже Ш. Марджани вынужден признать личные преимущества этого муфтия: «Обладатель огромного богатства, высоких степеней, пленяющий своим красноречием оратор, в то же время прекрасный писатель...» Несмотря на то, что некоторые черные завистники из среды мулл пытались оклеветать Салимгарая хазрата, на самом деле этот человек своими действиями и поступками доказал свою искренность и богобоязненность, святость намерений и человечность. Так, он жертвует две тысячи десятин своей земли (две трети от всего количества) в качестве вакфа в пользу мусульманского приюта в г. Уфе. Этот приют был торжественно открыт 5 октября 1878 года, его появление стало большим событием для мусульман России и ярким примером благотворительности для других татарских богачей. Он и оставшееся имущество потратил на мечети и медресе, на помощь религии. Конечно, такая бескорыстность, открытость и жертвенность вызывала бешенную ненависть у воров-мулл, тратящих собранные у прихожан подаяния на покупку самых дорогих в городе шуб, породистых лошадей, или экипажей к ним. Чтобы как-то оправдать свою вольность в присваивании садаки эти люди, не дававшие и ломаного гроша для нужд религии, распространяли про Салимгарая хазрата грязные сплетни и наветы. Но эти клеветники не достигли своих целей, простой народ так любил и уважал Салимгарая хазрата, что даже после его смерти не захотел отпускать его на кладбище — он был похоронен прямо во дворе Уфимской Соборной мечети. И сегодня у его могилы часто можно видеть, как мусульмане искренне молятся о спокойствии его души и радости её в вознесении по степеням рая. Этот мир Салимгарай хазрат покинул 2 января 1885 года. Временно обязанности муфтия исполнял казый Мухаммади хазрат Салихов.
|
|
© 2007—2024 Информационное агентство «Исламтат» |
|
|
© Студия Ариф.Ру
|
Мусульманки носят хиджаб. Ведь мусульманство в Татарстане очень развито. Это дин Ислам, мечети Татарстана и намаз. Религия ислам позволяет поговорить про мечеть, а также шариат в мусульманстве
|