(Информационное агентство "Исламтат")
В отношении происхождения татар существует 3 основные теории. Тюркско-татарская теория подчёркивает особую роль в становлении этноса тюркских государственных образований раннего средневековья. Так, первые группы тюрок появились в Восточной Европе в 4 веке н.э. Тогда в составе гуннов они приняли участие в Великом переселении народов и в завоевательных походах легендарного Атиллы. В середине 5 века после его смерти Держава гуннов распалась и образовавшийся огромный этнополитический вакуум лидерства в Восточно-европейской равнине полностью заполнили тюркские племена. Они создали Тюркский каганат, который был одним из сильнейших государств мира, соперничавший с Византией и Ираном. Как единое целое каганат просуществовал с 551 по 603 гг. н.э. Его территория простиралась от Маньчжурии на востоке до Западного Предкавказья на западе и от Верхнего Енисея на севере до верховьев Амура на юге. После этого государство разделилось на Восточно-тюркский и Западно-тюркский каганаты и просуществовало до середины 8 века. Так же сторонники тюркско-татарской теории указывают на дальнейшие государственные образования, непосредственно повлиявших на процесс становления татарского этноса – Великая Булгария (7 в.) , Хазарский(7-10 вв.) и Кимакский каганат(8-10 вв.), Дэшти Кипчак (10-13 вв). Сторонником этой теории является известный этнолог и историк Дамир Исхаков.
Монголо-татарская теория исходит из приоритета в формировании татарской нации кочевых татаро-монгольских этнических групп из Центральной Азии. Многочисленные монгольские племена жили в степях Центральной и восточной части Средней Азии. Все племена, живущие севернее их, китайцы называли общим термином татары, т.е. варвары. В период завоеваний Чингисхана и его потомков, после переселения из Центральной Азии в Восточную Европу монгольские этнические и родственные им тюркские группы смешались с кипчаками. В период Улуса Джучи они приняли ислам, тем самым, положив начало культуре татар. Самым примечательным приверженцем монгольского происхождения татарского этноса остается историк Р.Г.Фахрутдинов.
Булгарско-татарская теория считает основой татарского народа булгарский этнос. Булгарские племена, создали в 7 в. на берегах Азовского моря и нижнем течении Дона мощное государственное объединение Великую Булгарию, которое оказалось весьма недолговечным и пало под натиском хазар. Большая часть булгар была вынуждена в конце 7-го века откочевать в Поволжье, где они ассимилировали отчасти угро-финские и уже проживавшие здесь немногочисленные тюркские племенные группы. В 9 в. булгары перешли на оседлый образ жизни и вновь, теперь уже на несколько другой основе воссоздали свою государственность – появилась так называемая Волжско-Камская Булгария. Начиная с 10 века, происходит ассимиляция булгар с кыпчакскими и огузо-печенежскими племенами, а также с народами мадьяр и буртасов. Кроме собственно булгар, в состав Волжской Булгарии входили башкиры и буртасы. На этой основе и образовался татарский этнос. Одним из наиболее известных сторонников булгарского появления татарской нации был С.Х.Алишев.
Ислам как религия возникает в 611-ом году, когда 40-летний пророк Мухаммед (мир ему) начинает распространять слово Аллаха, которое закреплено в священной книге всех мусульман – Коране. В 8-9 веках Ислам широко распространяется на Кавказе и Средней Азии. В Хорасане (северо-восток современного Ирана) он становится государственной религией. Уже в 8 веке некоторая часть булгар приобщилась к Исламу, особенно начиная с 737-го года, когда могущественный Хазарский каганат был завоеван арабским полководцем Мерваном. Другие булгары приняли Ислам в 825-ом году, когда ханом Волжской Булгарии был Айдар.
Об этом дошли многочисленные легенды. Вот одна из них, приведенная в книге булгарского историка Якуба Нугмана: «Один человек из мусульманских купцов приехал в Булгар из Бухары. А он был знатоком Ислама, хорошо знавшим медицину. И заболела жена царя, и заболел сам царь тяжелой болезнью. И лечили их лекарствами, которые у них приняты. И усилился у них недуг, так что стали они оба опасаться смерти. И сказал им этот мусульманин: «Если я стану лечить вас и вы поправитесь, то примете мою веру?» Оба они сказали: «Да». Он их лечил, и они поправились и приняли Ислам, и принял Ислам народ их страны».
В те времена центром стран, исповедовавших Ислам, был Багдадский халифат со столицей в одноименном городе. В нем жил высший религиозный деятель мусульманской веры – халиф. Булгары должны были получить его благословение после принятия Ислама. В начале 8 века Багдад предоставил Булгарии финансовую помощь и строителей для возведения крепости в войне против Хазарии, верхушка который приняла иудаизм. Вступление в отношения с этим богатым государством еще больше повысило авторитет Волжской Булгарии в мире.
В начале 10 века булгарский хан Алмыш (Ягъфар Абдулла-углы) боролся за объединение племен булгар, отстаивая суверенитет своего государства от хазар. В начале 20-х годов 10 века он послал в Багдад посольство с богатыми подарками. В своем письме он просил прислать ему строителей для строительства городов и мечетей и деньги для содержания учителей Ислама. Багдадцы с большой радостью согласились помочь далеким северным соседям. В июне 921-го года громадное посольство, которое состояло из багдадских знатоков Ислама, учителей, строителей, ремесленников, направилось в Булгарию. В качестве наставника религиозных богословов и для письменного описания путешествия назначен был Ахмет ибн Фадлан. Его записи сохранились и до наших дней. Вот некоторые отрывки из его дневника.
«…Дорога была тяжелая и опасная. И вот, наконец, в прекрасный воскресный день 12 мая 922-го года Багдадское посольство прибыло в Булгарию. Когда до ханской ставки оставался двухдневный путь, Алмыш со своими многочисленными приближенными и охраной выходит им навстречу. Как самых дорогих гостей встретил их Алмыш – сошел с коня и низко поклонился. По обычаю, над гостями рассыпали золотые и серебряные монеты, в их честь собрали большой пир. Стоя слушали жители письмо халифа булгарскому царю. В соборной мечети совершили намаз, пожелали здравия халифу и булгарскому царю».
Скоро Ислам распространяется на всю Булгарию. Однако булгары не сразу забыли религию своих предков – тенгрианство: поклонение Тенгри. Нередко Аллаха одновременно называли и Тенгри. Принятие Ислама оказало значительную роль в духовной консолидации булгар, поэтому скоро они объединились и территориально. Хан Алмыш объявил себя посланником Аллаха на поволжской земле. Племенам, которые не подчинялись ему, он грозил: «Аллах подарил мне Ислам и мусульманское государство, я его раб, но кто противиться мне, к тому пойду с мечом».
Кроме укрепления в Булгарии государственности, Ислам достаточно быстро оказал содействие булгарам в развитии городов, торговли и ремесел. Волжская Булгария устанавливает дипломатические и другие отношения с исламскими странами, которые в то время являлись одними из наиболее развитых в мире. Таким образом, были созданы определенные предпосылки для проникновения научных и культурных достижений этих стран в Булгарию. В 1989-ом году мусульмане Поволжья и Приуралья провели празднование 1100-летия по мусульманскому календарю приезда багдадского посольства ибн Фадлана в Волжскую Булгарию. Они посетили руины древнего города Булгар и совершили намаз в честь булгар – предков татар и первых мусульман в крае.
Ринат Хабибуллин