Информационное агентство "Исламтат"
Алан Бадов в статье "Дар - дар Аллаха", опубликованной в журнале "Эксперт" рассказывает о состоянии исламской экономики в мире, о перспективах ее роста, объеме рынка исламского банкинга, основах исламской экономики, и финансовых операций, одобряемых шариатом.
"О вы, которые уверовали! Не пожирайте имуществ ваших между собой понапрасну, если это только не торговля по взаимному согласию между вами. И не убивайте самих себя. Поистине Аллах к вам милосерд!" Коран, 4;29
Главной особенностью исламских финансов является отказ от того, на чем основана общепринятая, западная финансовая система, — ссудного процента. Это не означает превращение коммерческих займов в благотворительные. Вознаграждение собственнику капитала не должно принимать форму выплаты заранее установленной суммы, гарантированной вне зависимости от доходности предприятия, как это происходит в случае взимания процента. Согласно нормам исламской этики, праведно лишь то богатство, источником которого являются собственный труд и предпринимательские усилия его владельца, а также наследство или дар. Кроме того, прибыль является вознаграждением за риск, сопутствующий любому деловому предприятию.
Основными понятиями Корана, описывающими то, чего в своей финансовой практике должен избегать мусульманин, являются риба и гарар. Риба (дословно «излишек») — любое неоправданное приращение капитала при займе или в торговой сделке. Это такой же тяжкий грех, как и гарар — намеренный риск, выходящий за рамки неизбежной случайности. Большинство исламских ученых считает, что понятие «риба» означает не только высокий, ростовщический, но и любой ссудный процент, в то время как под определение «гарар» попадает любая спекулятивная операция.
Автор рассказывает о том, что исламская экономика способна предложить взамен ссудного процента, о принципах работы таких схем. В статье описывается система инвестиционного счета, говорится о соблазнах отхождения от норм исламского мировоззрения в погоне за призрачной прибылью. Далее автор рассказывает о привлекательности многих положений исламской экономической системы для всех участников рынка и об истории исламского банкинга.
«Коммерческие» нормы шариата не придуманы богословами. Они лишь кодифицировали те из существовавших в докоранические времена деловых процедур, которые были признаны морально приемлемыми. Правда, в наше время далеко не все финансовые структуры Ближнего Востока оперируют с оглядкой на шариат. Королевские семьи Саудовской Аравии и Кувейта размещают свои капиталы на западных финансовых рынках, крупнейшие арабские финансово-промышленные группы используют западные методы бизнеса. Финансовые учреждения западного типа появились в исламских странах в конце прошлого века — в основном как отделения крупных банков европейских метрополий. Однако их деятельность ограничивалась в основном экспортно-импортными операциями иностранных компаний. Местное торговое сообщество из националистических и религиозных соображений избегало услуг западных банков. Процессы модернизации в экономике заставили бизнесменов-мусульман открывать текущие счета в банках для проведения расчетов, однако многие из них по-прежнему отказывались делать процентные депозиты и брать кредиты. Поэтому с конца 40−х годов ряд исламских экономистов начинает теоретическую разработку финансовой модели «исламского капитализма», исключающей ссудный процент.
И в заключение статьи приводится список терминов. Мудараба — доверительное финансирование. Мушарака — совместная реализация сделки силами банка и бизнесмена. Салям — авансовое финансирование, которое встречается главным образом в аграрном секторе. Мурабаха — финансирование операции, чаще всего торговой, при которой банк получает обратно свои издержки, а также наценку за оказанные услуги. Иджара — лизинг. Мукарада — техника, позволяющая выпускать своеобразные «исламские облигации» для финансирования конкретных проектов. Держатели, подобно владельцам неголосующих акций, получают право на участие в доходах от проекта, неся ответственность за убытки.