Недавно Совет улемов Татарстана вынес положение о том, что в мечетях Татарстана необходимо вести проповеди на татарском языке. Как заявил на последнем совещании председатель совета Рустам Батров, «для некоторых мечетей разрешается в дополнение к татарскому языку давать комментарии на русском, но с разрешения муфтия РТ». По мнению Батрова такое решение поможет молодежи «узнавать не только о религии, но и через религию тянуться к своей национальной культуре».
Чуть позднее появилась новость, что Cовет улемов Татарстана разработал типовые проповеди на татарском языке для имам-хатыбов ДУМ РТ. Председатель Совета Улемов сказал, что в перспективе планируется подготовить типовые проповеди и на русском языке. «Однако для нас это не является сейчас прерогативой, так как призываем читать вагаз в мечетях Татарстана на татарском языке», - добавил он.
В Татарстане не все мусульмане татары. Поэтому данное решение вызвало у некоторых мусульманских общественных и религиозных деятелей неоднозначную реакцию. Мы попросили председателя Общероссийского Общественного движения «Российское исламское наследие» Шавката-хаджи Авясова прокомментировать данную инициативу Совета улемов РТ.
- Как вы считаете, насколько данное решение отвечает интересам Ислама и мусульман?
Во- первых, я не вправе оценивать деятельность Совета улемов ДУМ Республики Татарстан, наверное это прерогатива, прежде всего, руководства Духовного Управления мусульман, так как сам Совет создан при ДУМ РТ. Поэтому я не думаю, что подобные решения принимаются без согласования с муфтием.
В то же время лично я считаю, что подобное решение Совета улемов вызывает крайнее недоумение, так как никак не соответствует предназначению этой организации и выходит за рамки исламского вероучения.
Здесь следует напомнить, что во многих татарских селах, где почти все население составляют татары, не только Республики Татарстан, но и всего Поволжья проповеди и так ведутся исключительно на татарском языке. Но в Республике Татарстан ровно половина населения не являются татарами, и не думаю, что мусульмане, представляющие другие нации и народностей страны с восторгом встретили данное решение.
Я считаю, что подобное решение унижает наших братьев -мусульман, принадлежащих к другим нациям и не знающих татарский язык. В Священном Коране, в котором нет сомнения, и которое является верным руководством для богобоязненных, говорится, что все верующие – это братья и сестры.
- Может быть, авторы подобного документа считают, что именно благодаря обязательному ведению проповедей в мечетях исключительно на татарском языке увеличится количество верующих среди этнических татар в Республике Татарстан?
Исходя из логики Совета улемов, в других национальных республиках, таких как Мордовия, Чувашии, Башкирия, тоже надо принимать решение о проведении проповедей исключительно на мордовском, чувашском или башкирском языках, даже несмотря на то, что во многих мечетях имамами или муфтиями являются татары. Подобные решения ведут не к братству мусульман, а к их разъединению по национальному признаку.
Раньше уже была попытка формирования «русского» Ислама, теперь мы видим новую попытку формирования «татарского» Ислама. Осталось дело за немногим – осуществить величайшую мечту националистических кругов Татарстана к переходу на «татарский» Ислам. Об этом, как известно, писал еще бывший Полпред Республики Татарстан в Москве господин Мириханов Н.М. в своей статье «Татары-монголы», опубликованной в ряде газет Республики Татарстан.
В ней было открыто заявлено, что «совершение намаза на арабском языке приводит к арабизации татарского населения», что нельзя смешивать понятия татарин и мусульманин, что «татарское театральное искусство из-за Ислама отстало в своем развитии на 150 лет». Хочется надеяться, что Совет улемов не станет орудием претворения в жизнь замыслов националистических кругов Республики Татарстан.
Так, руководитель одной из ведущей татарской организации, с которым у нас состоялась длительная беседа по вопросам развития татарского народа, прямо сказал, что мечети в Татарстане должны посещать исключительно татары. Пришлось ему разъяснять, что мечеть не дом для татар, а Дом Аллаха. Но кто же «запевала» в подобных инициативах? Это люди, далекие от Ислама и вряд ли совершившие в своей жизни хотя бы один раз намаз. Говорят один из таких деятелей даже, якобы, совершил хадж и даже был удостоен ордена Совета Муфтиев России. Так ведь «если и верблюд дошел до Мекки – это не значит, что он совершил хадж», а если «он месяц не пил, это не значит, что держал пост».
- Чем, по-вашему, руководствовался Совет улемов, принимая такое решение? Может быть, за ним стоят люди, стремящиеся национализировать религию? Например, недавно на Форуме татарских мусульманских деятелей из уст одного из представителей татарской интеллигенции прозвучало, что для татар на первом месте – нация, а потом – религия?
Здесь тоже довольно сложный вопрос. Я понимаю, если бы данное мероприятие проводилось исключительно Духовным Управлением мусульман Республики Татарстан. За этим съездом стоял Всемирный Конгресс татар. Как я знаю, в поле деятельности Всемирного конгресса татар входят татарские национально-культурные автономии. В последние годы, эти организации в регионах России просто свели свою деятельность к проведению сабантуев с веселыми водочно-винными застольями. Об этом я открыто написал вместе с рядом общественных татарских деятелей страны бывшему президенту Республики Татарстан М. Шаймиеву.
К сожалению, реорганизация конгресса, исходя из наших предложений, не была проведена, всего лишь сменилось руководство Татарской Федеральной национальной автономии. Раньше Конгресс татар просто не обращал внимания на религиозную составляющую своей работы.
Однако потеряв надежды на повышение роли татарских-культурно-национальных автономий, принялся укреплять свои позиции в религиозной сфере, учитывая, что большая часть муфтиев и имамов в стране по национальности татары. И яркое тому подтверждение последний форум религиозных деятелей страны в Казани, где практически не обсуждались вопросы религиозной деятельности, исламского просвещения, а поднимались темы, важные для Всемирного конгресса татар, и, прежде всего, перепись населения.
На этом форуме звучали высказывания националистически настроенных деятелей Республики Татарстан том, что для татар важна сначала нация, а потом религия. И слава Аллаху, что многие религиозные деятели категорически были не согласны с такими высказываниями. В частности сопредседатель Совета муфтиев России, председатель ДУМ Саратовской области, член Президиума ООД «Российское исламское наследие» Мукаддас Бибарсов в своем выступлении опроверг подобные высказывания, подчеркнув, что только благодаря Исламу татарский народ сохранился как нация.
Что же касается Совета улемов ДУМ Республики Татарстан, то мне кажется, что он просто стал движущей силой националистических кругов, давно уже лелеявших мечту влиять на религиозную ситуацию в местах компактного проживания татар.
Да и как может быть по другому, если один из членов Совета улемов - сторонник проведения рок-концертов возле мечети «Кул-Шариф», где каждая пядь земли в прошлом пролита кровью более четырех тысяч шахидов, отстаивавших свободу Казани от войск Ивана Грозного. Другой представитель Совета улемов после решения некоторых районных судов страны о признании экстремистскими ряда книг всемирно известных исламских ученых заявил, что, оказывается, эта литература «профашистская», и ее надо сжигать «в топках котельных».
К сожалению, странную позицию занял и председатель Совета улемов Батров Рустам Гаярович , который в 1998 году окончил Московский высший духовный исламский колледж по специальности «имам-хатыб», а в 2002году с отличием окончил Волго-Вятскую академию госслужбы при президенте РФ по специальности «юриспруденция». Я знаю его как грамотного религиозного проповедника и с интересом читал публикуемые им материалы.
Однако, имея такое серьезное юридическое образование, он должен знать, что подобные решения ущемляют конституционные права мусульман республики, которые не являются татарами, унижают их человеческое достоинство. Не надо забывать, что в Республике Татарстан государственными языками являются русский и татарский, и пренебрегать этим не позволяет само законодательство.
Думаю, что подобные заявления - это одна из издержек молодого возраста главы Совета. Хотелось бы, чтобы в руководстве Совета улемов находились не просто образованные , но также авторитетные, имеющие за плечами большой жизненный опыт религиозные деятели. Или их уже нет в Республике Татарстан?
Мне хотелось бы еще раз сказать, что если националистически настроенные татарские деятели будут продолжать использовать религиозный фактор с целью претворения в жизнь своих националистических идей, то ничего, кроме вреда для развития уммы, это не принесет.
Беседовал Тимур Закиев. Фото с islamkuzbass.ru