Имам-хатыйб мечети «Кул Шариф» Рамиль хазрат Юнусов известен общественности как талантливый проповедник и авторитетный наставник по религиозным, морально-нравственным, воспитательным и семейным вопросам. Как правило, находится в стороне от происходящих вокруг волнений, но по отношению к сегодняшнему положению мусульман даже он не может оставаться равнодушным. В интервью «ШК» он открыто рассказал о проблемах мусульманской общины и высказал свой взгляд на деятельность Духовного управления мусульман.
Погасить свет ислама
– Рамиль хазрат, сегодня часто можно слышать слова о расколе мусульманской общины республики. Что касается Духовного управления мусульман, то оно отвергает подобные заявления. Как вы смотрите на эту проблему?
– Это лишь первые проблески будущего раскола. Если сегодня Духовное управление мусульман не изменит своего отношения к происходящему, не начнет проводить реальную политику, направленную на объединение мусульман Татарстана, то в будущем мы можем ожидать серьёзного раскола уммы (мусульманского сообщества – прим.ИА «Исламтат»). Сегодня действительно очень сложное время, наверное, мы пока в полной мере даже не осознаем этого. Из истории мы знаем, что подобные разделения, дробления, расколы имели место в мусульманских странах на протяжении последних веков и, как известно, это не принесло никому пользы. Если мы, разделившись на два фронта, начнем жить, обвиняя друг друга, тогда уже может быть поздно что-нибудь исправить. Тогда прекратится развитие Ислама. До сегодняшнего дня развитие Ислама в Татарстане в общероссийском масштабе было на высоте. Сказать что это никого не беспокоит, не могу, напротив, есть те, кому это явно мешает. На глазах у всего народа дробление нас на два, три, четыре лагеря, подбор компромата, публикация в какой-нибудь газете или передаче обвинений, клеветы друг на друга - не является ли все это делом рук тех, кто проводит политику погашения света Ислама?
Жесткие меры Духовного управления
– В последнее время появились оппозиционные имамы, недовольные работой Духовного управления мусульман (ДУМ РТ – прим.ИА «Исламтат»). Они даже составили список из 14 кандидатов на пост муфтия. Что это, на Ваш взгляд, инициатива отдельных людей или народное волеизъявление?
– Среди этих 14 кандидатов была и моя фамилия. Только об этом я узнал двумя днями позже. Этот список руководство мечети «Нурулла» составило на приходском собрании после пятничного намаза. Народ, в свою очередь, одобрил кандидатуры. Поэтому назвать это оппозицией сложно. Это всего лишь выражение мнение прихода и прихожан.
Мне в равной степени не хочется быть в стороне от этого вопроса так же, как не хочется поддерживать чьи-либо предложения на этот счет. В последние месяцы, Духовным управлением действительно был предпринят ряд жестких мер. О чем идет речь, мы все с вами понимаем. Теперь как бы ни пытались сгладить впечатление, эти события все равно врезались и останутся в нашей памяти. Поэтому появились как сторонники, так и противники данной политики. В истории никогда такого не было, чтобы мусульманская община жила на одном дыхании. Всегда появлялись какие-то направления, группы. Даже в изречениях Пророка (мир ему и благословение) есть слова: «Моя община разделится на 73 части».
Если же говорить о мудрой взвешенной политике, то в качестве примера я привел бы Турцию. Там по мазхабу все ханафиты, однако среди них встречаются различные течения: нурсисты, сулейманисты, приверженцы политического ислама и т.д. Благодаря грамотной политике на сегодняшний день между ними нет никаких разногласий и конфликтов. Все они работают на благо своей родины, несмотря на то, что по многим вопросам их мнения и взгляды существенно расходятся. Мы должны научиться находить общий язык. Если бы с прошлого пленума до последнего Духовным управлением велась политика примирения и взаимопонимания, то отрицательные оппозиционные настроения, думаю, не появились бы среди нас. С первых же дней Пленума не была выстроена грамотная политическая стратегия. Сегодня мы видим результат этих ошибок.
Мазхабы – это богатство
– Давайте вновь вернемся к вопросу мазхабов. Сегодня чуждые татарскому народу направления хотят представить нам либо вражескими, либо потенциально вредными направлениями. Какие взаимоотношения должны быть между мазхабами? Правильно ли критиковать друг друга за наличие разных взглядов и представлений по некоторым вопросам?
– Давайте взглянем на историю: почему монголы с легкостью завоевали Багдад? Основная причина в том, что приверженцы ханафитского и шафиитского мазхабов настолько погрязли во взаимной вражде и ненависти, что стали обвинять друг друга в неверии и сдавать друг друга врагу. Это же исторический факт! Поэтому ни в коем случае нельзя доводить отношения между мазхабами до такой степени. Нужно понять главное: мазхабы обогащают религию! Их следует представлять, как школы в медицине. Скажем, существует традиционная, восточная медицина, знахарство. Если мы, не найдя подходящего лечения, отправимся к знахарю, который будет молитвами, чтением Корана лечить нас и мы в конце концов излечимся – разве это плохо? Разделились мы в этом вопросе, обвиняли ли врачей? Также можно привести пример из сельского хозяйства. Даже в вопросе возделывания земли и посева существуют множество мнений. Это же только на пользу!
А мы, мусульмане, вместо политики взаимного обогащения переходим к политике конфронтации, ненависти и вражды. Конечно же, сюда я не включаю экстремистов и тех, кто промышляет террором. Они не являются знающими людьми, это всего лишь бандиты. А вот изучение мазхабов, поиск общего языка с их представителями – это необходимо. Обвиняя друг друга, разделяясь, следуя по пути взаимной ненависти и конфронтации, тем самым мы только губим себя. Сегодня мы выдвигаем идею толерантности, общаемся с католиками, поддерживаем теплые отношения с православной церковью, дружим с иудейской общиной, но в то же время не можем найти общего языка с представителями другого направления Ислама. Я поражаюсь этому! С теми, кто называет пророка Ийсуса богом, мы находимся в дружеских отношениях, но неужели со своим братом по вере, трактующим некоторые слова Корана иначе, так трудно найти общий язык?! Ещё раз повторюсь: сюда не входят те, кто с оружием в руках убивает невинных людей. Ими должны заниматься правоохранительные органы.
Виноватых найдут и среди ханафитов
– Сегодня отрицательное отношение сложилось и по отношению к арабам. А ведь в 90-ых годы они вложили немалые средства в развитие ислама в Республике.
– Безусловно, многие из них совершали это от чистого сердца. С намерением возродить религию среди народа, изголодавшегося за годы коммунистического плена по вере, они пришли сюда со своими деньгами. Теперь же арабов больше всех обвиняют те, кто когда-то свободно пользовался их средствами.
Однако, несмотря на искренние намерения, арабы допустили тактическую ошибку. Она заключалась в том, что они, не принимали в расчет особенности ханафитского мазхаба, не учитывали многовековые традиции и обычаи татар, и только свое видение считали правильным. Поэтому они не смогли проникнуть в народную среду и интегрироваться с ней. Поэтому арабы со временем отдалились от народа, а уже позже, когда ислам стал возрождаться, их стали обвинять во всех грехах.
Турки же применили иную тактику. Они проникли в народную среду, открыли школы, лицеи, начали обучать наших детей. В результате эти образованные талантливые дети заняли первые места почти на всех ведущих олимпиадах. Иными словами, турки, воспитывая из детей интеллектуалов, сами подготовили нам будущих руководителей и начальников. Взгляните, многие из этих юношей и девушек сегодня занимают высокие посты. Однако именно по той причине, что турки смогли воспитать нам таких детей, они вдруг стали лишними в нашей стране. В начале, лишними были арабы, затем турки. Думаете, на этом остановились? Нет. Избавившись от иностранцев, принялись за наших, татарских, имамов. Сейчас среди нас ищут неугодных. В ближайшем будущем виноватых найдут и среди ханафитов. Затем перейдут к традиционалистам, обвинят в национализме и т.д. Этому не будет конца.
Если мы и дальше будем продолжать обвинять имамов, клеветать на них, в будущем мы лишимся наших образованных и думающих хазратов. В итоге не окажемся ли мы теми, кто своими руками загубили свою религию?! Сегодня же обвиняют даже тех, кто никогда не учился в арабских странах. Он нигде заграницей не учился, но у него есть свое мнение, значит, он виновен. Не думаю, что все это завершится благополучно для нашей Республики и для всех мусульман.
Беседовал Ильдар Габидуллин, газета "Шәһри Казан".
Специально для ИА "Исламтат" текст перевёл с татарского Айдар Ахмадиев