События, происходящие в мусульманской умме Татарстана, никого не оставили равнодушным. Всех интересует один вопрос: кто же станет следующим муфтием и как будет развиваться ситуация в дальнейшем? Какие перспективы ждут мусульман? Наш сегодняшний собеседник журналист и режиссер – Хамза (Айназ) Мухаметзянов расскажет о своем видении происходящих перемен.
- Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию в мусульманской умме республике. Есть ли раскол или все это пиар определенных лиц?
- Я против употребления слова раскол, поскольку оно имеет слишком негативную окраску. Кроме того, при употреблении этого слова невольно возникают ассоциации с расколами в христианской конфессии связанными с наличием института церкви. У нас такого института нет.
Думаю было бы уместно в данном случае употребить слово фитна, которое имеет более широкий спектр значений. Слово фитна может быть истолковано как испытание, искушение, разногласия, и далее по утяжелению смысла вплоть до таких значений как раздор, неверие или даже убийство. Я склонен считать и надеяться, что сегодняшняя фитна – это не более чем испытание на прочность для мусульманского сообщества, как Татарстана, так и в России. И об этом значении слова «фитна» Всевышний Аллах говорит: «Неужели люди полагают, что их оставят и не подвергнут испытанию только за то, что они скажут: „Мы уверовали“?» (аль-‘Анкабут 29: 2). Таким образом, наличие испытаний в этом суетном мире для мусульман, можно сказать естественно.
В основе сегодняшних разногласий лежат различные причины: и политические, и личностные и несомненно идеологические. Нередко эти факторы между собой переплетаются. В тоже время думаю нет никаких причин для того чтобы драматизировать ситуацию. Очевидно, что сегодня в жизни мусульманской уммы происходит некий поворотный момент. В такие моменты испытания, искушения и даже разногласия неизбежны. Важно достойно пройти эти испытания и не допустить перерастания разногласий до серьезного внутриконфессионального конфликта. Не стоит доставлять удовольствие врагам ислама.
Теперь ко второй части вашего вопроса – относительно пиара. В какой-то мере согласен с тем, что некоторые люди пиарятся, паратизируя на болевых точках мусульманского сообщества. Но считаю, что сводить трактовку наблюдающейся ситуации только к результату самопиара отдельных персон тоже не верно. Оппонирующие друг другу стороны артикулируют важные для всех современных мусульман вопросы. Например, как вопрос степени вмешательства государства в жизнь конфессии, вопросы идеологического характера, проблемы института духовных управлений как таковых, вопросы этики межличностных отношений в среде духовенства и другие. На мой взгляд, важно чтобы оппонирующие стороны услышали друг друга, нашли приемлемые решения и обязательно, чтобы все это происходило внутри конфессии без влияний и давлений извне, самостоятельно. Исламофобы, прячущиеся под масками исламоведов, не должны иметь права голоса, что де-факто сегодня происходит. Мы мусульмане должны сами научиться решать свои проблемы. Иначе грош нам цена.
- Имамы поливают друг друга грязью, уместно ли это для мусульман?
- Категорически неуместно. Использование для достижения своих целей таких средств как ложь, клевета, сплетни, переход на личности, доносительство, подстрекательство, интриганство все это противоречит этике ислама. Это знает каждый мусульманин. Но, к сожалению не каждый поступает согласно своим знаниям.
В связи с этим хотел бы поделиться одним своим наблюдением. У нас в мусульманской среде распространена «этика» улицы. Не только среди рядовых мусульман. Нередко среди хазратов можно встретить настоящих гопников, к сожалению, более подходящего слова не нашел. Их можно узнать по манере говорить, мыслить, держаться, извините за сленг, по распальцовке. Разумеется, мусульмане являются одним из срезов современного общества, сознание которого в целом весьма криминализировано. О чем можно говорить, если бывшие группировщики сидят во всех ветвях и уровнях власти. Конечно, есть частичное оправдание тем, кто, придя в ислам, еще не успел уйти от пацановских понятий. Но есть и те, кто, не будучи таковым, маскируется под «настоящего пацана» из-за своей слабости. Кстати, считаю, что в этом образе мышления заложен определенный потенциал экстремизма. Мусульмане должны изживать из себя и из своей среды эти уличные понятия и псевдоценности.
Авторитет имамов сейчас очень упал. Что нужно, чтобы его поднять?
Надо работать. У нас, сегодня мало людей говорят на языке дел. У хазратов, которые делают реальные дела, ведут реально полезную для уммы работу, авторитета намного больше, даже если они при этом мало говорят. Нельзя не заметить работу Джалиля хазрата Фазлыева, Махмута Шарафутдинова, нынешнего и.о. муфтия Ильдуса Фаизова. Посмотрите также на Ильдара хазрата Баязитова, который развернул беспрецедентную социальную деятельность, вносит огромный вклад в развитие мусульманских СМИ. Многие его очень уважают, разве это не авторитет. Или пример Валиуллы хазрата Якупова, благодаря которому татары-мусульмане сделали огромные шаги в развитии мусульманского образования, книгоиздательства, культуры. Во многом благодаря ему удалось наладить связь духовенства и татарской интеллигенции.
Каковы сейчас отношения духовенства и интеллигенции? Бытует мнение, что интеллигенты, особенно татарские далеки от религии. Ваша оценка?
Я не считаю, что татарская интеллигенция далека от религии. Во-первых, в определенной степени можно наблюдать неприятие тех неприглядных явлений, которые мы только что затронули. Во-вторых, и это главное, у тех, кто представляет интеллигенцию просто недостаточно знаний и достоверной информации об исламе. Мне в своей работе приходилось привлекать представителей творческих профессий для сугубо религиозных проектов. Они с удовольствием участвуют в таких проектах, если видят, что эти проекты направлены во благо ислама.
Так же надо учитывать, что интеллигенция, как и любой слой общества, состоит из разных поколений. Молодая татарская интеллигенция уже в определенной мере открыта для ислама. Есть те, кто читают намаз, знают основы религии, аппелируют к религиозными категориям и ценностям, в том числе и в своем творчестве. Считаю, это хорошим веянием. Что касается представителей старшего поколения, то надо понимать, что многие из них сложились как личности в эпоху атеизма и это накладывает свой отпечаток на их восприятие ислама. Но, тем не менее, люди творческих профессий более чем другие понимают, что дальнейшее развитие национальной культуры без ислама невозможно. У них есть неподдельный интерес к исламу и считаю, что одним из приоритетных направлений работы нового муфтия должна стать работа именно с этой группой (подчеркиваю) мусульман. Думаю, что в структуре ДУМ РТ обязательно также должен появиться отдел культуры и искусства.
Какие первоочередные задачи стоят на ваш взгляд перед новым муфтием?
Одной из первоочередных задач которую надо решать – задача серьезного присутствия ДУМ РТ на информационном поле. Наше духовное управление в этом вопросе уступает саратовскому и нижегородскому муфтиятам. А ведь ДУМ РТ по количеству приходов самое крупное (!) в России духовное управление. Наш регион один из самых успешных регионов и логично, что спонсоров здесь тоже должно быть больше. У ДУМ РТ должны быть собственное издательство, качественный журнал на русском и татарском языке, хорошая еженедельная газета, собственные передачи на радио и телевидении, постоянно обновляющийся информационный портал. Будущий муфтий должен хорошо понимать, что сегодня борьба за умы ведется не столько с минбаров мечетей сколько с экранов ТВ и интернета.
Еще одна сфера, в которой считаю, есть большой пробел - это практическое отсутствие мусульманских общеобразовательных и дошкольных учреждений. Да у нас есть школа «Гусмания», но находится она почти за пределами города и водить туда детей из другого конца города просто нереально. Во-вторых, условия обучения там весьма и весьма ущербные. В тоже время в Казани успешно работает еврейская школа, расположенная, кстати, рядом с мечетью Марджани. Отсутствие нормальной мусульманской общеобразовательной школы в Казани считаю общим позором всех нас – татар и мусульман Татарстана. Таких школ, неважно частных или государственных, в Казани должно быть много - как минимум в каждом районе города. Речь не должна сегодня идти о необходимости преподавании в этих школах основ ислама. Пусть в них будет хотя бы халяль питание, комната для намаза, возможность совершать намаз в установленное время, соблюдение принципа разделения полов, как для учителей так и для учеников, факультативы соответствующие мусульманскому воспитанию. А все остальное может быть, как и в остальных школах. В качестве дополнительного иностранного можно изучать арабский язык. Тоже самое и с детскими садами.
Духовным управлением мусульман и его структурами проводится социальная работа, но считаю, что эту работу необходимо расширять. Сегодня мы видим, как в обществе приобретает катастрофический размах проблема деформации семьи и в частности проблема социального сиротства. Я знаю, что у нас среди мусульман есть добрые примеры, когда семьи усыновляют чужих детей и растят их вместе со своими. Надо поощрять таких людей и давать им возможность поделиться своим опытом с другими. Считаю так же, что ДУМ РТ в будущем должно уделить достаточно внимания многодетным мусульманским семьям (их не мало), тем более государство сегодня начало обращать внимание на эти проблемы. Например, президентом России было озвучена идея о необходимости выделения земель многодетным семьям для индивидуального строительства. Почему бы мусульманам в лице ДУМ РТ не выступить со встречной идеей строительства поселка для многодетных мусульманских семей. Сразу на стадии проектирования можно было бы заложить соответствующую инфраструктуру: мечеть, медресе, детский сад, халяльные магазины и производства.
Еще одна проблема, которой, на мой взгляд, надо всерьез заниматься - это развитие мусульманского бизнеса. Именно бизнеса, а не исламских финансов. В сфере исламских финансов сдвиги уже есть, маховик уже запущен и думаю он принесет свои результаты.
Надо начинать заниматься вопросами развития бизнеса среди мусульман. Нужна программа, которая будет помогать желающим мусульманам и мусульманкам (!) создавать собственный бизнес. В то же время параллельно необходимо вести призыв (дагват) и в бизнес среде.
Возможно, необходимо будет сформировать бизнес-инкубатор, который совместно с уже существующим сообществом предпринимателей-мусульман, будет генерировать новые бизнесы. При этом также надо активно использовать возможности, предусмотренные государством в этой сфере. Назначение практикующего мусульманина Линара Якупова председателем Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства РТ дает надежду на то, что мусульмане как минимум будут услышаны государством.
Повышение экономической активности мусульман в результате даст увеличение количества плательщиков закята, а следовательно возрастет благотворительность, появятся новые рабочие места, что позволит решить проблемы трудоустройства мусульман. В целом эти сдвиги повысят роль мусульман в татарстанском обществе.
Каким вы видите будущего муфтия и кто, по вашему мнению, достоин этой должности?
Хотелось бы, прежде всего, сказать несколько слов об Ильдусе хазрате Фаизове – исполняющем обязанности муфтия и кандидате в председатели ДУМ РТ. Считаю неуместными упреки в его адрес относительно его прежней работы актером театра. Это противоречит догматике ислама. Вспомним, что среди сахабов были такие люди как Халид ибн Валид, который нанес поражение мусульманам при Ухуде, а позже он стал величайшим воином Ислама, и сын заклятого врага веры Абу Джахиля и даже Вахши, который убил любимого дядю Пророка (с.г.с) Хамзу (р.а.). Пророк всех их простил и принял как мусульман. То, кем был человек до того как встал на путь истины не имеет большого значения. Имеет значение, то насколько человек искренен сегодня. Мы, следуя пророку, должны давать человеку хороший кредит доверия и надеяться, что благодаря Аллаху он оправдает наше доверие. У нас среди действующих хазратов немало представителей разных профессий – это и работники милиции, и водители, и ветеринары и бухгалтера и т.д. Никто ведь по этому поводу не волнуется.
Что касается Габдульхамита хазрата, то считаю его также достойным кандидатом. Это человек, который в свои 25 лет с помощью Аллаха еще в советское время сумел построить мечеть в Зеленодольске, где, по сути, и проработал большую часть своей жизни. Он принадлежит к поколению хазратов бухарского призыва, но пользуется авторитетом и среди молодых. Из трех официально выдвинутых кандидатов я почти не знаком с Камилем хазратом, но думаю, что наши хазраты на пленуме могли выдвинуть только достойных кандидатов.
Кто бы из них не стал муфтием считаю, что во многом успешность его деятельности зависит от того сможет ли он собрать работоспособную команду. Это должны быт люди компетентные в своем деле, инициативные, на деле показавшие, что умеют работать, нравственные. Кумовства в ДУМ РТ остаться не должно.
Вообще идеальный лидер мусульман Татарстана, на мой взгляд, должен отвечать следующим критериям. Во-первых, это должен быт высоконравственный человек в исламском понимании этого слова. Он должен обладать достаточным объемом знаний как богословских, так и светских. Особенно хорошо знать шариат. Свободно владеть татарским, русским, арабским и английским языками. Должен быть хорошим организатором, иметь хорошие коммуникативные навыки. Уметь зажечь людей своими идеями. Хорошо понимать процессы, происходящие в современном обществе. Обладать широтой и гибкостью мышления. Не бояться брать на себя ответственность за происходящее в жизни мусульман. Лидер мусульман Татарстана должен быть политиком в широком смысле этого слова, а не чиновником и тем более не простым исполнителем обрядов. Конечно, список можно продолжать достаточно долго, но, пожалуй, на этом остановлюсь. Будем просить Аллаха, чтобы в будущем появились такие люди. И в то же время не будем забывать слова пророка (с.г.с) «Какими вы будете, такими будут и ваши правители».
Беседовал Саид Аминов
Справка ИА "Исламтат"
Айназ Мухаметзянов 27 июня 1975 г.р., журналист Окончил Казанский государственный финансово-экономический институт. Работал в различных татарстанских СМИ. Некоторое время был проректором по развитию Российского исламского университета в Казани