ДВЕНАДЦАТЫЙ МУФТИЙ ТАЛГАТ ХАЗРАТ ТАЖЕТДИН (РОДИЛСЯ 12.10.1948)
С момента избрания перед Талгатом хазратом возникает целый сонм проблем, требующих своего разрешения. Наиболее острая среди них — кадровая, срочная необходимость организации подготовка духовенства. Ещё да прихода на пост муфтия в свою бытность имам-хатыйбом Казанской мечети он старался отправлять молодёжь на учёбу в Бухару, а после избрания этот процесс ещё активизируется. Именно Талгат хазрат направляет на учёбу многих нынешних лидеров мусульманского сообщества России. Став муфтием, он добивается разрешения на строительство новых мечетей. К счастью, смена муфтия в назарате происходит ещё летом 1980 года, так что наш народ смог встретить перестройку наготове.
В 1989 году начинается процесс передачи верующим ранее отобранных храмов, первой возвращают здание Азимовской мечети в Казани.
В 1989 году проводятся большие торжества, посвящённые 1100-летию по Хиджре принятию Ислама предками татар — булгарами, совмещенные с празднованием 200-летия Духовного управления.
В связи с тем, что в 1988 году были проведены мероприятия по случаю 1000-летия крещения Руси, было трудно запретить мусульманам празднование их 1100-летнего юбилея.
Тем более, что были инициированы обращения на имя М. С. Горбачева от группы народных депутатов СССР с просьбой провести эти торжества на государственном уровне, на этих заявлениях стоят подписи депутатов митрополита Питирима, муфтия Мухаммад Садыка Мухаммад Юсуфа, Чингиза Айтматова и др. Власти, хотя и с неохотой, но дают разрешение на проведение юбилея, но не 1100-летия, а 200-летия управления. На этом примере можно наглядно видеть мудрость предложений Талгата хазрата, который сознательно предлагает обе даты, так как русским руководителям только что отметившим 1000-летие христианства психологически дискомфортно было давать разрешение на 1100-летний юбилей Ислама, а разрешить же 200-летие для них было вполне приемлемо. Прибывший на юбилейное собрание из центра Ю. Яров в своей речи поздравил собравшихся лишь с 200-летием, но дело было уже сделано. Торжественные мероприятия были проведены во многих городах с участием десятков тысяч людей и сыграли огромную решающую роль в духовном возрождении нашего народа. Участвовавшие в подготовке и проведении этих торжеств сотни активных людей после окончания празднеств так и не ушли из мечетей, стали подлинными практикующими мусульманами. Эти торжества преобразили в позитивном плане восприятие народом духовенства, всей Исламской религии, резко подняли популярность муфтия Талгата хазрата. На празднества прибыли делегации из большинства мусульманских стран, были установлены прямые контакты с заграничными мусульманскими организациями, начала поступать в организованном порядке иностранная помощь.
Деятельность Талгата хазрата на посту муфтия выпала на время перестройки, роста национального самосознания нашего народа. В годы советской власти татарский народ в тесных рамках автономии не мог должным образом развивать свою культуру, язык, удовлетворять свои национальные потребности. Естественно, что в конце 1980-х годов возникло общественное движение, требующее повышение статуса республики. Эта организация была названа Татарским общественным центром, она требовала придание Татарстану статуса союзной республики в составе СССР. Нужно сказать, что это справедливое требование нашло у Талгата хазрата поддержку и понимание, так как он сам вырос, чувствуя вытеснение из жизни татарского языка, обычаев народа из повседневной жизни. По его решению само ДУМЕС и бывшие в его составе на то время 131 приход вошли в качестве коллективных членов в ТОЦ. Помимо этого он перечислил ТОЦу 10 тысяч рублей — крупную сумму по курсу советского времени. Талгат хазрат сам участвует в работе съездов ТОЦ, выступает с яркими проповедями, которые народ воспринимает с восхищением. По его указанию в работе этих съездов принимали участие и все имамы.
Начавшийся рост количества приходов в конце 1980-х годов затруднил решение всех вопросов из Уфы. По инициативе Талгата хазрата были созданы мухтасибатские управления в регионах. Этот шаг был возрождением ранее бывших в нашем народе структур. В те годы одновременно во многих местах началось строительство мечетей-медресе, требовавшее больших финансовых затрат, помимо этого деньги нужны были и на пропаганду Ислама. В этих очень трудных условиях нехватки средств Талгат хазрат показал себя не только талантливым организатором, но и подготовленным коммерсантом. По его ходатайствам Королевство Саудовская Аравия подарило советским мусульманам один миллион экземпляров Корана с правом его продажи. Эти Кораны были проданы по 33 рубля, хорошая сумма для того времени. Талгат хазрат кроме этого издал Коран казанского шрифта, книги «Гыйбадате исламия» и «Жавамигуль калим шархе». В те годы настоящего голода на Исламскую литературу, эти книги очень быстро продавались. Посредством их десятки тысяч мусульман научились исполнять намаз, читать Коран. Для примера востребованности этой литературы приведём отчёт книжного киоска при мечети Марджани г. Казани, в котором за период с 17 апреля по 31 мая 1990 года было продано книг на сумму в 214955 рублей. Аккумулирование таких крупных средств наличных денег помогло Талгату хазрату оказывать помощь в строительстве многих мечетей по всей России.
Те годы пробуждения народной инициативы были одновременно прекрасной возможностью для всякого рода аферистов, амбициозных личностей показать себя, заниматься саморекламой. К сожалению, в те годы с разных сторон начали раздаваться призывы уничтожить, перевести в другой город, либо расколоть единое духовное управление. Например, в документе, принятом Башкирским национальным центром «Урал» 13 июля 1990 года открыто звучат обвинения в адрес назарата в великодержавном татарском шовинизме и выдвигается требование создания отдельного духовного управления для Башкортостана. Талгат хазрат как мог противостоял этим нападкам, но всё же в 1992 году первым откалывается Духовное управление мусульман Башкортостана.
Талгат хазрат своей активностью и инициативой завоевывает авторитет во всём СССР. Когда создавался единый орган четырёх ДУМ СССР — международный отдел в Москве, именно его избирают председателем этого учреждения. Расположенный в Москве на ул. Остоженка, этот центр в своё время оказал много помощи выезжающим в хадж, либо на учёбу в мусульманские страны.
После объявления Татарстаном своей Декларации о суверенитете Талгат хазрат многое сделал для признания самостоятельности республики на международной арене. Так, например, в своем выступлении на первом Всемирном конгрессе татар Талгат Таджутдин заявил, что «татарам надо возвращаться в великий исламский мир, в его семью»1 . Он видит и процедуру этого вхождения — через членство в Организации Исламской Конференции: «Сегодня серьезно стоит вопрос о вхождении в исламский мир Татарстана и Башкортостана. Слава Аллаху, около года идут переговоры по этому поводу. Духовное управление внесло свою лепту в это дело, оно уже около трех лет ведет работу в этом направлении. На сегодня эти переговоры достигли своей кульминации. Когда я был в Стамбуле, генеральный секретарь ОИК просил меня передать президентам Татарстана и Башкортостана, что если они официально обратятся, то обе республики могут быть приняты членами этой организации. Если это случится, то суверенитет не будет пустым звуком. В этом случае окажется, что мы будем признаны 45 исламскими государствами»2 . Как видно, Т. Таджутдин в то время был озабочен наполнением суверенитета этих республик политическим содержанием, выступал против его выхолащивания и ставил конкретные цели инкорпорирования этих республик в исламский мир. Эти слова были сказаны 19 июня 1992 года. Неудивительно, что ровно через два месяца в его организации возникли такие проблемы, что заниматься политическими вопросами не осталось никакой возможности.
Кроме этого, Т. Таджутдин не ограничивался лишь лоббированием политических интересов РТ за границей, он ставил вопросы о введении в программу школ Татарстана уроков по религиозному воспитанию детей.
Т. Таджутдин попросил от имени всех мусульман отчислить 2,5% республиканских бюджетных средств на религиозные нужды, на строительство медресе и воспитание шакирдов. Им была поставлена проблема огосударствления института закята, а в доказательство реальности этого шага он говорил: «Думаю, что это немного, в то время как на крещение тратятся миллионы»1 . Таджутдин также первым поставил вопрос об открытии факультетов по изучению шариата в Казанском и Уфимском университетах, заявив, что Духовное Управление готово взять на себя расходы по приглашению из арабских стран преподавателей, профессоров. Кроме того, Т. Таджутдин огласил содержание договоренностей, в соответствии с которыми 235 шакирдов в августе должны выехать на учебу в Саудовскую Аравию, Египет и Турцию, а также соглашение с исламским банком, который готов финансировать строительство 9 медресе: 4 — в Татарстане, 4 — в Башкортостане, 1 — в Москве2 .
Такой размах деятельности по исламскому возрождению прямо в центре России и ее политическая акцентированность не могла быть не замеченной в Москве. Видимо, были сделаны необходимые выводы, и после серии расколов риторика Талгата Таджутдина никогда больше не выходила из русла восхваления политики федерального центра и сохранения единой и неделимой России.
12 октября 1998 года были проведены юбилейные мероприятия по случаю 50-летия Талгата хазрата, он был награжден орденом Дружбы. В дни этого юбилея была открыта Соборная мечеть г. Уфы «Ляля-тюльпан», построенная по инициативе Талгата хазрата.
К сожалению, как мы уже отмечали, в 1992 году было утеряно единство назарата. Как и во времена Р. Фахретдина возникает ДУМ РБашкортостан, но в этот раз раскол не ограничивается этим — он продолжается до создания десятков муфтиятов. Распадается муфтият, созданный ценой крови многих павших в восстаниях наших праведных предков и воинов османских халифов. Появившийся после Кучук-Кайнарджийского договора по благословению законного халифа всех мусульман, муфтият до сих пор находится в полуживом состоянии.