Большинство из представителей мусульманских народов России имеет свою государственность в виде национальных республик в составе Российской федерации. По разным подсчётам число представителей «коренных» мусульманских народов в стране на сегодняшний день составляет более 19 млн. человек. Преобладают мусульмане суннитского толка. Мусульмане-шииты живут, главным образом, в приграничных районах Северного Кавказа. Каждый из этих народов имеет свою более чем тысячелетнюю историю, богато насыщенную событиями и каждый из них имеет свои давние традиции государственности.
Итак, основная масса приверженцев Ислама приходится на Поволжье, Приуралье и Северный Кавказ. Самым многочисленным мусульманским народом России являются татары. Их численность достигает 7 млн., из них лишь 1,7 млн. в силу сложившихся исторических обстоятельств проживают в родной республике Татарстан. Остальная часть проживает в Башкорстане -1,3 млн., в республиках Средней Азии – 1,5 млн. Коренными территориями этнического расселения являются так же некоторые регионы Сибири и Урала, а так же практически всё Поволжье. Современный татарский язык относится к кыпчакской группе тюркской языковой семьи и имеет три диалекта: казанскотатарский, западный (мишарский), восточный (сибирских татары); особняком стоит язык крымских татар. Ислам является фундаментальной основой культуры татарского народа; 98, 7 % верующих татар - это мусульмане-сунниты.
Предки татар участвовали в создании таких огромнейших и величайших империй Раннего Средневековья как Держава гуннов (IV –V вв.), Тюркский каганат (VI-VIII вв.), Великая Булгария (1-aя пол. VII в), Хазарский каганат (VII- кон. Х в). Впервые имя татар упоминается в связи с событиями VI в. в Тюркском каганате (союз тюркских племён отуз-татар). Одной из важнейших составляющих татарского этноса явились кипчаки (куманы), которые в Х в. создали в степях Восточной Европы государственное объединение известное под названием Дэшти-Кипчак. Позже, после завоеваний монгол, преобладая количественно, кипчаки смешались с булгарами – тем самым образовалась смесь булгаро-кипчакского языка, который, в свою очередь стал основой татарского языка. Роль же того этнополитического и культурного ядра, на основе которого формировался татарский этнос и традиция его государственности, сыграла Волжская Булгария. Здесь в 922 г. при хане Алмуше Ислам стал государственной религией – вскоре Волжская Булгария сделалась страной с классической исламской цивилизацией. В 1236 г., после долгих лет упорной борьбы Волжская Булгария пала под ударами монгольских войск Бату-хана. Образовалась огромная империя - Улус Джучи или так называемая Золотая Орда, которая на протяжении двух столетий была сильнейшим государством в Восточной Европе и Средней Азии (государственной религией здесь был Ислам). Именно в это время за тюркским населением Поволжья начинает закрепляться этноним «татары». В середине ХV в. в результате распада некогда единого татарского государства образовалось ряд независимых ханств – Казанское, Астраханское, Сибирское, Крымское и полунезависимое Касимовское, которые стали основой для формирования соответствующих этнических групп татар. Все они впоследствии были завоёваны или поглощены русским государством в течение 2-й пол. ХVI -ХVII вв. Лишь в ХХ в., после долгих столетий политики угнетения со стороны российского самодержавия, татары в результате революции смогли начать реализовывать свои давние мечты о потерянной государственности. Татары активно поддержали идею федерации и сыграли в процессе федерализации России активную роль. На этой основе был создан в 1918 г. проект республики Идел-Урал, в составе федеративной России, который, однако, в силу развития гражданской войны и победы в ней большевиков не был реализован. Однако в 1920 г., большевиками, хотя и номинально, была воссоздана государственность татарского народа, в виде ТАССР. Но лишь в 1990 г., в результате принятия Декларации о независимости Татарстана татары почувствовали, что у них есть своё государство. Начался процесс обретения народом своей религии и национальных традиций.
В России в целом, вслед за татарами численно следуют башкиры. Их около 1,7 млн.чел. В самом Башкорстане их более 1,5 млн, 160 тыс. живут в соседней Челябинской области; немало их в Оренбургской области и в Татарстане (20 тыс.). Являются представителями тюркских народов (тюркско-кыпчакская языковая группа); единый литературный язык оформился к 20-м гг. ХХ в.
Первые упоминания о них как об одном из тюркских кочевых племён встречаются в IХ в. В основном уже в это время определилось территория их этнического расселения, которую мусульманский историк Х в. Ибн-Русте определял как территории по обеим сторонам Уральского хребта между Волгой, Камой, Тоболом и верхним течением Яика-Урала. В сложном процессе этногенеза башкир участвовали огузо-печенежские племена, булгары, кыпчаки. Имея свои княжества, башкиры на суверенных правах органично входили и в состав Волжской Булгарии. Во многом, следствием этого, стало постепенное распространение среди башкир с Х в. Ислама. В 1219-1220 годах земли, заселенные башкирами, вошли в состав империи Чингисхана, а потом и в состав Золотой Орды, являясь при этом неотъемлемой частью этого государства. После распада Золотой Орды башкиры оказались в составе Казанского, Ногайского и Сибирского ханств. В 1556-1557 г, после уничтожения Казанского ханства башкиры на основе соглашения с Иваном Грозным добровольно приняли русское подданство. Русское правительство гарантировало сохранение за башкирами их земель, башкиры же, признав себя подданными русского царя, обязались нести военную службу и платить поземельную подать. С этого времени наименование башкир означало и определённое сословное значение. Однако, начиная с XVII века, царское правительство стало нарушать условия присоединения. Башкиры ответили на это многочисленными крупными восстаниями в XVII-XVIII веках, носившее в большинстве своём религиозный оттенок. Активнейшее участие приняли башкиры в крестьянском восстании Пугачева, одним из виднейших сподвижников которого стал национальный герой башкирского народа Салават Юлаев. Несмотря на это башкиры, в качестве отдельной боевой кавалерийской единицы участвовали во многих войнах, которые вела Россия; незаменимую роль играла башкирская конница в Отечественной войне 1812 г. Резкий рост национального самосознания и культурного развития башкир произошёл в начале ХХ в., в ходе так называемого джадидистского Возрождения и особенно после 1917 г. В 1918 г. башкирское национальное движение сумело создать свою независимую республику, со своей армией, финансами, с собственным управлением во главе с известнейшим мусульманским политиком Заки Валиди. В 1919 г. было подписано соглашение с большевиками, которые вскоре вероломно нарушили его и ликвидировали остатки независимости Башкортстана в 1921 г. Однако к БАССР (автономная советская соц.республика) была присоединена Уфимская губерния (заселённая во многом татарами), тем самым была определена сегодняшняя территория современной многонациональной республики Башкортстан, которая получила свою независимость в составе Российской Федерации в 1991 г.
Крупным народом, исповедующим Ислам являются чеченцы - около 1,4 млн. человек. Свыше миллиона живут в Чечне, в соседней Ингушетии живёт около 100 тысяч, в Дагестане - около 90 тыс. Чеченский язык относится к нахской группе языков, иберо-кавказской семьи. Чеченцы — мусульмане-сунниты.
Первые упоминания о них, совместно с ингушами известны с конца VII в. С этого же времени на Кавказ начинает проникать Ислам, процесс распространения которого в этом регионе затянулся более чем на тысячелетие. В средние века чеченцы и ингуши известны под именем вайнахских народов, которые занимали территорию между реками Сулак, Сунжей и Кавказским хребтом и имели здесь свои княжества. Утверждаться Ислам в этой среде начал в ХVI в., когда первые чеченские тейпы, заселявшие долины рек Сунжи, Акташ, Аксай и Сулак приняли Ислам в качестве официальной религии. Местные предания связывают принятие Ислама с деятельностью кумыкских миссионеров. После того, как Ислам укрепился в равнинной Чечне, миссионерам потребовалось еще полтора столетия для того, чтобы донести свое учение до тейпов высокогорных областей. История Чечни с XVIII века уже неразрывно связана с утверждением Ислама. Чеченцы стали одними из ревностных его защитников, не разделяя Ислам со своим национальным самосознанием. ХIХ в. в их истории был связан с почти пятидесятилетней войной с русским царизмом, который устанавливал здесь свою власть огнём и мечом, не считаясь с местными многовековыми традициями. Война проходила под флагом газавата; наиболее известным лидером здесь явился легендарный Шамиль, создавший религиозное государство – имамат. В конце этой кровопролитной войны данное государство было уничтожено, и вскоре был подписан мир, по которому царизм обязывался уважать религиозные предпочтения и национальные традиции народов Северного Кавказа. Самодержавие высоко ценило национальный характер и боевые качества этих народов, создав из них свою гвардию – так называемую элитную «Дикую дивизию», которая отличалась своей храбростью и верностью присяге.
Революционный 1917 год внёс большое оживление в среду народов Кавказа. Чеченцы активно участвовали во всероссийском мусульманском движении. Велика их роль в том, что в августе 1917 г. «Дикая дивизия» спасла революцию, не пойдя на поводу у генерала Корнилова, который с их помощью хотел задушить свободу и придти к власти. В мае 1918г. чеченцы наряду с другими народами образуют независимую Демократическую Республику Народов Северного Кавказа, главой правительства которого был избран чеченец Тапа Чермоев. Под ударами деникинской армии в 1919 г. республика пала. В 1921 была создана Горская АССР, а в 1934 г. Чечено-ингушская АССР, которая была уничтожена в 1944 г. сталинским режимом. Самым преступным образом, сравнимым с фашистскими зверствами, многие народы Северного Кавказа были изгнаны со своих территорий сталинским режимом и депортированы на север. Целые народы, несмотря на проявленную в ВОВ храбрость, ложно были обвинены в предательстве и поставлены вне закона.
В 1957-1958 были восстановлены национальные автономии чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев; этим народам было разрешено вернуться на свои исторические территории. Возвращение репрессированных народов осуществлялось не без сложностей, которые и тогда, и впоследствии привели к конфликтам, связанным с возвращением чеченцами своих собственных домов. Одной из самых трагических страниц в истории чеченцев стали войны 1994-1995 и 1999-2001 гг., сопряженные с процессом обретения независимости после распада СССР, с религиозным возрождением, а также с нежеланием российского правительства идти на компромисс и с действиями радикальных чеченских политиков, стремившихся к сепаратизму, которые привели к военному конфликту с российскими властями. На современном этапе, после воцарения мира на Северном Кавказе, судьба чеченцев вновь органично связана с Россией; их республика восстанавливается и начинает динамично развиваться в составе современной Российской Федерации, которая ведёт курс на межнациональное примирение и межконфессиональную толерантность.
Судьба чеченского народа всегда тесно была связана с родственным ингушским народом. В России проживает свыше 413 тыс ингушей, из которых подавляющее большинство живет в самой Ингушетии (361тыс.). Ингуши являются мусульманами-суннитами; у них самый высокий показатель рождаемости в России.
Древнейшие ингушские поселения находились в горах современного Джейрахского района Ингушетии и смежных районов Чечни и Северной Осетии. Известны ингушские общества (тейпы) Джераховское, Феннинское (оно же Кистинское), Галгаевское, Цоринское и Мецкальское. Ислам стал утверждаться среди ингушей в ХVII в., которые большей своей частью проживали в высокогорных районах. Первоначально он проникал со стороны Кабарды, а в дальнейшем и со стороны Дагестана и Чечни. К XIX в. большая часть ингушского народа приняла Ислам. В XVI—XVII вв. началось переселение ингушей на равнину. Одним из первых поселений ингушей на равнине было селение Ангуш (Ингуш), находившееся на месте современного села Тарское, от которого пошло современное русское название народа. Особенно интенсивным было переселение в 30—60-х гг. XIX века, носившее принудительный характер и инициированное российским самодержавием, что вызвало участие ингушей в Кавказской войне. Ингуши так же активно участвовали в мусульманском революционном движении нач. ХХ в. и вошли в 1918 г. в состав Демократической Республики народов Северного Кавказа. Её председателем парламента был избран ингуш Вассан Гирей Джабаги. В дальнейшем ингуши так же в ходили в состав Горской АССР, Ингушской АО, с 1934 в состав Чечено-Ингушской АССР. Дальнейшая депортация и возвращение на родину стали одними из трагических страниц в их истории. Часть населённых пунктов, где они проживали до выселения, осталась в составе Северной Осетии, что впоследствии послужило причиной для конфликта. В 1991 г. была создана республика Ингушетия; её первым президентом стал генерал Руслан Аушев, который взял курс на мирное динамичное развитие в составе Российской Федерации.
Значительная часть исламской уммы России приходится на народы Дагестана: аварцы (почти 815 тыс.), даргинцы (более 510 тыс.), кумыки (более 420 тыс.), лезгины (более 411 тыс.), лакцы (более 156 тыс.), табасараны (более 130 тыс.), ногайцы (60 тыс.).
Распространение Ислама на территории нынешнего Дагестана началось в VII веке, в ходе войн между арабами и Хазарским каганатом, пределы которого охватывали Прикаспийский Дагестан. С этого времени известны первые поселения арабов в районе Дербента, которые открыли новую страницу в истории народов не только Дагестана, но и Северного Кавказа в целом, приверженного ранее язычеству и отчасти христианству. Дальнейшее распространение Ислама в Дагестане происходило на фоне прокатывавшихся по его территории нашествий иностранных завоевателей - от татаро-монголов до иранских шахов. К XV веку большая часть местного населения были мусульманами. В ХVI в. завоевания иранских шахов частично привносит на Кавказ ислам шиитского толка. В XIX в. часть территории Дагестана в ходе Кавказской войны вошло в состав имамата Шамиля. В 1921 г. была образована Дагестанская АССР.
Аварцы (самоназвание — аварал, ма’арулал)— крупнейший народ современного Дагестана. Населяют бо?льшую часть горной части Дагестана, а отчасти и равнины (Буйнакский, Хасавъюртовский и др. районы). Аварский язык относится к нахско-дагестанской группе северокавказской семьи и имеет более десятка диалектов. Несомненно немалое влияние древнего народа авар, создавших мощное государственное объединение – Аварский каганат, на этногенез аварцев. Подавляющее большинство верующих аварцев — мусульмане-сунниты шафиитского толка. Однако, как известно из многочисленных источников, аварское государство Сарир (VI—XIII вв.) на раннем этапе развития было преимущественно христианским.
Незначительная часть аварцев под влиянием Хазарского каганата исповедовала иудаизм. Ислам же стал проникать в среду авар в середине VII в. из района Дербента. На протяжении веков исламская религия медленно, но систематически расширяла ареал своего влияния, охватывая одно владение за другим, пока не проникла в XV в. в самые отдалённые районы Дагестана. Аварцы стали тем фундаментом, на основе которого стал развиваться ислам на Северном Кавказе.
Второй по численности дагестанский этнос (после аварцев) – даргинцы, составляют 16,5 % населения республики. Территория традиционного расселения даргинцев — горные и предгорные регионы среднего Дагестана.
Третьи по численности – кумыки, которые принадлежат к тюркской языковой группе. Кумыкский язык был в регионе языком межнационального общения до присоединения Дагестана к России.
Лезгины - так же один из коренных народов Дагестана. Предками современных лезгин были многочисленные племена, жившие на Восточном Кавказе, в древнем государстве Кавказская Албания. До XIX века лезгины не составляли единого политического целого. Они преимущественно входили в небольшие объединения независимых сельских общин — «вольные общества», а часть — в феодальные образования на территории Дагестана и современного Азербайджана. Лезгины — наиболее многочисленный народ в лезгинской подгруппе дагестанской языковой группы, куда также входят родственные им дагестанские народы — табасараны, агулы, рутулы, цахуры, которые так же исповедуют Ислам суннитского толка.
Ногайцы (самоназвание — ногаи) тюркский народ, живущий на территории Дагестана, общая численность которых достигает 60 тыс. чел. Ногайский язык во многом близок к татарскому, хотя в последние столетия изменился под влиянием кавказской среды. Ногаи — мусульмане-сунниты. Являются потомками различных тюркских и монгольских народов, входивших в улус золотоордынского темника Ногая, смешавшихся с кипчаками и воспринявших язык последних. Некогда многочисленный народ, обитавший в низовьях Волги и имевший огромную военную силу, оказывал большое влияние на политику татарских ханств и считался их ближайшим союзником. Легендарная царица Сюембикэ была родом из Ногайской Орды – мощного Восточноевропейского государства 15-сер.16 вв., судьба которого в то время была неразрывно связана с татарским народом. В сер. 16 в. распалась на три государства; значительная часть ногаев откочевала в предгорья Северного Кавказа. Впоследствии они оказались под протекторатом России, которая постепенно сужала их автономные права. К сожалению процесс ассимиляции, смешения, а так же простое истребление весьма сузило численный состав ногаев. Однако ногаи органично вписались в жизнь Северного Кавказа; живя здесь не одно столетие, они являются уже наряду с другими его полноправными хозяевами.
В северокавказском регионе России Ислам традиционно исповедуют так же кабардинцы, (самоназвание адыге), которые входят в адыгскую группу народов. Общая численность в России — 520 тыс. человек, из них в Кабардино-Балкарии — 499 тыс. (55% населения республики). В настоящее время это самый многочисленный адыгский народ России. Потомки кабардинцев-махаджиров, покинувших Кавказ в XIX веке, проживают в Турции и странах Ближнего востока, где вместе с потомками других адыгских субэтносов называются черкесами. Часть кабардинцев, переселившихся в первой трети XIX века в верховья Кубани вместе с потомками различных западных адыгов, переселённых русскими на равнину, образуют современных российских черкесов (40 тыс.) Карачаево-Черкесии. Формирование Кабардинцев как отдельного народа относится к XII — XIV векам, когда часть адыгов, изначально живших на западе Кавказа, переселилась на современную территорию, где образовались феодальные княжества Большая и Малая Кабарда. С 1557 г. Кабарда оказалась под протекторатом России, но лишь в 1827 г. она окончательно вошла в её состав. Кабардинцы наряду с другими народами Северного Кавказа участвовали в Кавказской войне, против притеснений царизма. В 1922 г. была образована Кабардино-Балкарская АО, которая стала республикой (АССР) в 1936 г. В 1944 г. они так же разделили участь других народов Сев. Кавказа и были депортированы в Казахстан, откуда большая часть вернулась в 60-е гг., после восстановления АССР.
Кабардинский язык относится к абхазско-адыгской группы северокавказской семьи, который близок к адыгейскому языку и составляет вместе с ним единый литературный язык. По вероисповеданию кабардинцы — мусульмане-сунниты, до XVIII века часть кабардинцев исповедовала христианство. Крещёные кабардинцы основали крепость Моздок.
В этническую общность адыгов, Адыгэ (самоназвание, 560 тыс. чел.) входят кроме кабардинцев и черкесов адыгейцы (123 тыс.). Этот народ имеет давнюю историю, они известны ещё с раннего средневековья, а также имеет давние государственные традиции. Исповедуют Ислам суннитского толка; имеют собственную республику Адыгею, входящую в состав Российской Федерации.
Кроме того на Северном Кавказе проживают осетины, потомки легендарных алан, часть из которых так же исповедуютИслам суннитского толка.
Балкарцы (самоназвание таулу, малкъарлы) — тюркский народ, близкий карачаевцам и говорящий с ними на едином литературном карачаево-балкарском языке. Численность в России — 108 тысяч человек, из них в Кабардино-Балкарии — 105 тысяч. Живут преимущественно в южной и юго-западной частях республики. Традиционно исповедуют ислам суннитского толка.
На этногенез балкарцев сильное влияние оказало тюркское население Прикубанья и Приазовья – особенно булгары, хазары, а после и кипчаки. Предки балкарцев участвовали в создании Тюркского, Хазарского каганатов и Великой Булгарии. После монгольского нашествия предки балкарцев были оттеснены с равнины в горные ущелья, где они образовали пять крупных «обществ»: Балкарское, Хуламское, Безенгийское, Чегемское и Урусбиевское. Во второй половине XIX в. часть балкарцев переселилась на равнину, часть переселилась в Турцию, где и сейчас живут их потомки. В 1944 году балкарцы в полном составе были депортированы, после 1957 года вернулись в Кабардино-Балкарию, небольшая часть их остались в Казахстане и Кыргызстане
Карачаевцы (самоназвание Къарачай, къарачайлыла) — один из древних горских тюркских народов Северного Кавказа, вместе с родственными балкарцами говорящий на карачаево-балкарском языке. Численность в России — 192 тысячи человек, из них 169 тысяч — в Карачаево-Черкесии, где они составляют 38,5 % населения, являясь самым многочисленным народом республики. Исповедуют Ислам суннитского толка.
В формировании карачаевского этноса, принимали участие местные горские племена и тюрки, главным образом кипчаки. Предположительно, на территории нынешнего проживания карачаевцев располагалась столица средневековой Алании, именуемая Маас. В ХIV в. сюда вторгается легендарный Тимур, который кроме разрушений открыл дорогу более полному утверждению Ислама на этой территории. В 1831—1860 годах карачаевцы принимали активное участие в Кавказской войне. В 1861—1880 годах многие карачаевцы покинули земли Северного Кавказа и переселились на территории современной Турции. В 1922 г. была создана Карачаево-Черкесская АО, которая прекратила своё существоание в ноябре 1943 г., после депортации его населения. В 1957 г. вновь восстановлена, а в 1991 г. она преобразована в республику в составе Российской Федерации.