ИА Исламтат. Мусульманство Обратная связь Поиск по сайту Об Агентстве Карта сайта
Мусульманство
Информационное агентство Исламтат А.П. Чехов
«Никогда не рано спросить себя: делом я занимаюсь или пустяками?»
  • РЕЛИГИЯ ИСЛАМ
  • СПРАВКИ
  • ОБЪЯВЛЕНИЯ
  • САЙТЫ
  • Текстовая лента новостей  > OUT
    дин ислам
    РУБРИКА
    религия ислам
    i
    мусульманство
    i
    ислам скачать
    i
    ислам книги
    i
    ислам молитвы
    i
    ислам фото
    i
    ислам книги
    i
    ислам фото
    i
    ислам фото
    i
    история ислама
    дин ислам
    РУБРИКА
    религия ислам
    i
    ислам сайт
    i
    религия ислам
    i
    закон ислама
    i
    против ислама
    i
    принятие ислама
    РУБРИКА
    суть ислама
    i
    дин ислам
    i
    ислам скачать
    i
    бесплатно ислам
    i
    ислам картинки
    i
    ислам молитвы
    ислам фото
    ФОТКИ
    случайная картинка

    АЗЫ ИСЛАМА
    мусульманство. доступно


    РЕЦЕПТЫ
    татарская кухня

    Тутырма ит белэн Тутырма ит белэн

    Токмач ит белэн Токмач ит белэн
    Суп-лапша домашняя с мясом

    Чай по-татарски Чай по-татарски

    Тулма Тулма
    (голубцы)

    Катык Катык
    (простокваша из топленого молока)


    мусульманские сайты
    ЗАКЛАДКИ
    ручная отборка, аннотация


    Чалмы на полку?

    Распечатать

    Информационное агентство "Исламтат" 01.02.11
    Источник: http://www.islamrf.ru
    Чалмы на полку?На рубеже 2010-2011 годов муфтии в России менялись, что называется, «как перчатки», буквально со скоростью одного в неделю. Появился «Всероссийский муфтият», назначен муфтий Москвы от ЦДУМ (им стал Альбир Крганов), погиб муфтий Кабардино-Балкарии Анас Пшихачев, и, наконец, подал в отставку муфтий Татарстана Гусман Исхаков.

    Из череды этих, с позволения сказать, назначений и перестановок, лишь уход Гусман хазрата Исхакова является по-настоящему событием, которое повлечет за собой целый шлейф явных и неявных последствий, но и все остальные упомянутые эпизоды точными штрихами раскрывают общий смысл картины, которую мы сегодня наблюдаем в исламском общественном поле, а именно - кризис института духовных управлений мусульман и муфтиев, фактически, девальвация статуса людей в чалмах. При определенном стечении обстоятельств, сложившаяся ситуация может привести и к полному дефолту муфтиятов.

    О «духовках» и том, что в них «печется»

    На сленге, принятом в обиходе российского интеллектуального мусульманства, духовные управления мусульман коротко называют «духовками», то ли в смысле замкнутости, закрытости этих организаций, то ли с намеком, что любому таланту, живой мысли в стенах этих учреждений нестерпимо душно. Значительная часть уммы не понимает роли и значения духовных управлений, не видит их работы и тихо ненавидит или относится подчеркнуто пренебрежительно и иронично.

    Управление внутренними делами мусульман руками самих мусульман, возглавляемое, фактически, государственным министром в чалме, было изобретением еще Екатерины Великой. Формулировка «духовное управление» появилась в июле поворотного для страны 1917-го.

    Последние несколько лет мы наблюдаем очевидный кризис духовных управлений регионального уровня как института: в понимании общины, это духовный чиновничий аппарат, занятый, по аналогии со светским чиновничеством, сбором взяток в виде садаки и в последнюю очередь пекущийся об интересах простого мусульманина; в понимании власти - непрозрачный и низкоэффективный формат регулирования мусульманских вопросов.

    Активизировавшийся в 2009-2010 году процесс дробления муфтиятов (появление третьих духовных управлений в Мордовии и Ульяновской области, провокационная регистрация новых общин в Самарской области под шапкой «Казанского муфтията», отделение от КЦ МСК муфтията Ставропольского края, отстранение муфтия Сибгатуллы Сайдуллина с «уводом» общин из ведения ЦДУМ, учреждение муфтията в структуре ЦДУМ по Москве), а затем создание Российской ассоциации исламского согласия, претендующей на роль четвертого главного муфтията страны, и последовавший этому «обмен любезностями» между СМР, ЦДУМ и РАИС вообще ставит само существование ДУМов на грань фарса, циркового представления в самом худшем понимании этого выражения. Народ всей этой возни не понимает и ее действующим лицам не доверяет, власти на местах смотрят на эту чехарду сквозь пальцы, поскольку не видят в ней ни негативного ни положительного влияния на общество (в смысле, что от муфтиятов и их деятельности ни горячо, ни холодно, вне зависимости, есть ли они и сколько их в регионе), ну а движущий класс общества – элита и бизнес попросту смеется.

    Пока еще не слишком громко, но настойчиво и с постоянством звучат в российской умме мысли о ликвидации муфтиятов как формы самоорганизации конфессиональной жизни мусульман и замене их на палитру всевозможных научных, культурных, просветительских, общественных центров, не подчиненных общей иерархической структуре. Один из отставных муфтиев ЦДУМ не так давно заявил о том, что муфитяты как структура уже отжили свое и их полное исчезновение не за горами. Он не уточнил, благо это или зло для уммы. В определенных кругах, напротив, существует убеждение, что чем больше будет в России муфтиятов, тем лучше, а в информационную среду уже начали вбрасывать идеи о расчленении ДУМ Татарстана.

    Модернизация как способ выжить

    Вынуждены согласиться, что сегодня муфтиятам маячит перспектива полного вырождения и отмирания, так как их внутренняя структура настолько рыхлая и отсталая, что не выдерживает нападок и манипуляций извне. Неожиданно уязвимым оказался даже ДУМ Татарстана, который в течение многих лет воспринимался как якорь, который стабилизирует умму, не позволяя политическим бурям оттаскивать исламский вопрос ни в сторону костюмированного представления, ни в сторону политической оппозиции. События ноября-декабря ушедшего года должны стать сигналом для всех – когда прячущиеся за масками экспертов исламофобы пытаются раздробить даже таких якорных игроков как ДУМ РТ, что говорить о более мелких муфтиятах? Это сигнал о необходимости скорейшей модернизации и мобилизации.

    Муфтияты катастрофически не поспевают за временем, живут вчерашним днем. На наш взгляд, последствием именно этого и стала отставка Гусмана Исхакова – этап собирания и умиротворения для татарстанской уммы был пройден, назрели новые сверхактуальные задачи – создание качественной интеллектуальной составляющей, налаживание диалога с новыми технократическими элитами во власти и крупном бизнесе, привлечение симпатий молодого поколения элит (бизнесменов и общественников среднего звена), но команда ДУМ РТ как будто «застряла» в 2005-2006 годах. Массированная информационная атака ноября-декабря 2010-го обнажила этот факт. А ведь единогласное переизбрание Гусмана хазрата на четвертый срок случилось менее года назад в торжественной, даже помпезной обстановке. Глядя на то, как проходил тогда съезд ДУМ РТ мне подумалось: а были бы результаты открытого голосования такими же впечатляюще единодушными, если бы делегаты собрания не состояли сплошь из имамов пенсионного возраста?

    Разумеется, муфтият муфтияту рознь, у кого-то общин далеко за тысячу, а у других – в пределах десяти. И муфтии бывают разных калибров. Помню случай год назад, когда я далеко до окончания общепринятого рабочего дня позвонила на мобильный одному из региональных муфтиев, а он отказал мне в беседе, потому что в тот момент возвращался из мечети домой… на троллейбусе.

    ДУМ РТ, безусловно, является одним из сильнейших звеньев этой сети, но именно поэтому ситуация с массированной информационной атакой и последующей отставкой муфтия в Татарстане (вне зависимости от того, ушел ли он под давлением извне или по состоянию здоровья) знаковая, раскрывающий основные болевые точки этого института. А одни из основных – мышление реалиями вчерашнего дня и отсутствие молодых кадров, достойных прийти на замену.

    Современным муфтиятам катастрофически не достает нового, живого и доступного языка общения с населением, их методы работы достались в наследство еще со времен нашего славного советского прошлого. Больше всего удручает, что критерием оценки собственной работы подчас выступает известная с тех самых пор формула «третий сорт – тоже не брак». Иногда зайдешь в такое учреждение и, кажется, попал на машине времени в прошлое, за бортом муфтиятов инновации, модернизации, виджеты, гаджеты, электронные правительства, а внутри – по-домашнему уютные чаепития, семейственность и безмятежность.

    Обозначенные проблемы не следует рассматривать в контексте «ленивых, вороватых и бездарных мулл», это скорее объективные болезни роста, неизбежно вызванные общественными переформациями последних десятилетий. Но от этого факта они не становятся менее острыми и тем более не снимают с нас ответственность.

    ДУМы как институт имеют на сегодня только два пути развития – полная деградация и вырождение либо глубокое переформатирование с опорой на социальную базу в лице активного и эффективно интегрированного в обществе мусульманского «среднего класса» и социально ответственный бизнес. Это та самая модернизация, о необходимости которой не устает повторять глава государства.

    Переформатирование существующей системы муфтиятов с расширением сфер деятельности, с концептуальным с осмыслением своих задач в перспективе на десятилетия, укрепление этой системы изнутри – только это способно остановить развал худо-бедно сложившейся системы муфтиятов и баланса между ними, в противном случае – каждый месяц жди новостей о все новых и новых общинах-раскольниках, всероссийских муфтиях. А ведь этот процесс (разрушение сложившегося порядка в каждом отдельно взятом регионе), судя по всему, еще только начался, технология обкатана, а поля для деятельности предостаточно.

    Мы встаем на защиту духовных управлений не с позиций «муфтият ради муфтията», а потому, что только посредством этого института можно развивать умму в таком огромном многонациональном и поликонфессиональном государстве как Россия. ДУМы, как ни крути, суть автономия, позволяющая российским мусульманам самим регулировать духовную жизнь, брать инициативу в свои руки, возрождать и создавать культурное и духовное пространство. Альтернатив муфтиятам нет, если только не считать альтернативой полный разброд и хаос.

    Чалма не по размеру

    Еще одна назревающая проблема – вопрос о том, кто придет на смену современному поколению муфтиев бухарской формации. Первым в новейшей истории оставил свой пост Умар хазрат Идрисов, тогда это выглядело скорее исключением, нежели закономерностью. Но с уходом Гусмана Исхакова ситуация меняется, невольно задумываешься о том, кто же следующий. Ряд региональных муфтиев, особенно в структуре ЦДУМ, в довольно солидном возрасте и время, когда им придется освобождать свои кресла, не за горами.

    В идеале, вновь приходящие муфтии должны иметь и светское и религиозное высшее образование, владеть одинаково хорошо русским, арабским языками и языком титульной нации своей республики (или языком наиболее крупно представленного в регионе мусульманского этноса), быть сведущ в богословии, но в то же время иметь современное мышление, позволяющее эффективно работать в век менеджеров и технократов у власти.

    Но посмотрим на вещи реально. Мы имеем, что имеем и выбирать приходится из этого. Среди современных исламских деятелей выделяется несколько поколений. Первое - старшее поколение, чье религиозное становление пришлось на застойные брежневские времена. Это, в основном, выходцы из религиозных семей села, получившие образование в подпольных медресе или медресе «Мир Араб». Они проделали колоссальную работу по восстановлению религиозной жизни в 1990-ых. В последние годы их роль по объективным причинам неуклонно идет на спад, однако, несомненно, будет очень высоко оценена будущими поколениями.

    Среднее поколение функционеров - это люди, чье религиозное мировоззрение зачастую сформировано под влиянием религиозных родителей, но не в застойную эпоху, а в 1980-ых, среди них довольно много рожденных в городе и, соответственно, получивших лучшее образование. Религиозное образование это поколение получало не только в медресе «Мир Араб», но и в ходе всевозможных краткосрочных стажировок в различных зарубежных образовательных центрах. Они сделали стремительную карьеру в 1990-ых, а в данное время состоят на ключевых постах в духовных управлениях.

    Молодое поколение исламских деятелей – это выпускники самых первых открывшихся в советскую и постсоветскую эпоху мектебов и медресе, которые постигали религиозные знания уже без каких бы то ни было легальных препон и при наличии усердия и соответствующих амбиций имели возможности уехать в зарубежные исламские вузы на полный курс обучения, чем многие из них и воспользовались. В отличие от старшего и среднего поколений, которые впервые приобщились к религиозным знаниям в довольно зрелом возрасте (уже имея семьи, дети, налаженный быт), данное поколение ислам воспринимало сквозь призму юношеского максимализма и романтизма, однако впоследствии продемонстрировало прагматичный подход к религии и способность приспособляться к жизненным реалиям. Данная генерация имеет по два образования – религиозное и светское, сферу своей реализации видит не только и не столько в религиозном служении, сколько в общественной и просветительской деятельности, зачастую совмещая эти две ипостаси.

    По логике вещей именно представители третьего поколения должны занимать места уходящих муфтиев, однако операция «преемник» должна начать готовится много ранее подачи заявления об уходе. На деле получается, что полноценной замены уходящим муфтиям среди молодых не найти: то ли не проходят по цензу возраста и опыта, то ли настолько эффективно научились обустраивать собственное благополучие под прикрытием исламской деятельности, что бразды правления уммой им вручать опасно. Но уходить на второй цикл бухарских муфтиев тоже опасная тенденция.

    Диляра Ахметова
    Фотография от пользователя mefodium




    ислам молитвы
    МЕЧЕТИ ТАТАРСТАНА
    мусульманство и архитектура

    СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ "ЖЭМИГ" Г.ЕЛАБУГА
    См. подробнее

    МЕЧЕТЬ С.НУРЛАТЫ ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ Р-Н
    См. подробнее

    бесплатно ислам
    ОБЪЯВЛЕНИЯ
    деловые, помощь, разное

    продаю свяшенную книгу Коран...
    Категория: "Продается"

    Срочно нужна комната в москв...
    Категория: "Сниму жилье"

    Сдаю комнату
    Категория: "Сдам жилье"

    Щебень мраморный
    Категория: "Продается"

    Двухкомнатная квартира на Ко...
    Категория: "Сдам жилье"

    Продаю квартиру
    Категория: "Продается"

    Представлю Ваши интересы в У...
    Категория: "Услуги"

    Сдам 3-х комн. квартиру Южно...
    Категория: "Сдам жилье"

    Столбы металлические для заб...
    Категория: "Продается"

    Краны шаровые НЖ Ру 16 МПа
    Категория: "Продается"

    Сдам комнату на сутки, ночь ...
    Категория: "Сдам жилье"

    Помогите устроить жизнь
    Категория: "Нужна помощь"

    мусульмане
    КТО ЕСТЬ КТО
    мусульманство в лицах

    Председатель Исламского комитета России, философ-мыслитель, идеолог политического Ислама

    Учёный, религиозный деятель, руководитель центра "Аль-Васатыйя", заслуженный деятель культуры Татарстана

    ИНТЕРЕСНО
    статьи, аналитика


    © 2007—2024 Информационное агентство «Исламтат»
    Экспорт заголовков новостных лент
    Порядок мусульманства Мусульманство Поиск по сайту Мусульманские сайты хиджаб
    Хотите кнопку Исламтат.Ру на своем сайте?
    хиджаб
    Мусульманки носят хиджаб. Ведь мусульманство в Татарстане очень развито. Это дин Ислам, мечети Татарстана и намаз. Религия ислам позволяет поговорить про мечеть, а также шариат в мусульманстве