«Сила врача – в его сердце, работа его должна руководиться Богом, освещаться естественным светом и опытностью, величайшая основа лекарства – любовь…» (Парацельс).
Человек – это, по сути, единство тела, психики и души. По крайней мере, таковы представления современных исследователей в области медицины и парамедицинских наук. Человек, представляющий собой единство всех этих факторов во взаимодействии с экологическим окружением, пока еще интегрально не вписывается в массовое сознание населения, также как и той ее части, которая непосредственно занимается охраной его здоровья.
Между тем существует немало научных фактов о влиянии психического и душевного состояния на развитие таких страшных заболеваний как ИБС и инфаркты, ДЭП и инсульты, язвенная болезнь, сахарный диабет, да и даже в возникновении травматических повреждений и инфекционных заболеваний принимает участие психика и душа, а уж тем более важно их присутствие в процессе выздоровления. Достаточно обоснованным является мнение, что верующие люди и болеют меньше, да и выздоравливают гораздо быстрее.
Если следовать медицинским традициям, то возможно выделение определенных заболеваний, свойственных конкретной исторической эпохе. Так, в Средние века свирепствовали чума и проказа, в эпоху Ренессанса вспыхнул сифилис, при барокко в простонародье распространились сыпной тиф и цинга, а среди аристократии – ипохондрия и подагра, для периода романтизма был характерен туберкулез, а XX-й век породил неврозы, в том числе связанные с новыми неизлечимыми болезнями - СПИДом и рядом вирусных гепатитов.
Многие ученые отмечают, что в настоящее время человечество живет в эре чрезвычайных психоэмоциональных перегрузок. Можно даже сказать, что наблюдается эпидемия неврозов, неврозоподобных состояний, психосоматических расстройств и заболеваний.
Можно привести данные обширных медицинских исследованиях, в которых обосновываются такие факты, как развитие инфарктов на почве нервного стресса – ведь психоэмоциональная составляющая подобного состояния является в большинстве случаев ведущей. То же самое правомочно и для инсультов, несколько в меньшей степени для язв и астмы, и других заболеваний.
В принципе – в любой области медицины можно столкнуться с заболеваниями, которые возникли и стали прогрессировать исключительно на фоне нарушенных внутренних связей между телом, психикой и душой. И если при комплексном подходе удавалось вылечить душу, то болезнь исчезала сама собой.
Вышесказанное делает актуальным подход к лечению не в однобокой лекарственной терапии и оперативном хирургическом вмешательстве, а именно во врачевании, когда возможно излечение всего в комплексе. При врачевании пациент становится не только сторонним наблюдателем в борьбе врача и болезни, а активным участником в деле своего выздоровления.
Всем также следует озаботиться таким вопросом – тело лечит врач (не суть принципиально, какой специальности), психику – психотерапевт или психиатр, а вот кто позаботиться о душе? Ведь нельзя сказать, что человек будет здоров, если хотябы какая-то часть из этого страдает.
Если следовать традициям Христианства, то душой вроде как должен заниматься священник, так ли это, наверно, стоит спросить самих христиан. Многие из врачей, сами недавно пришедшие в Христианство, усердно ратуют за открытие в каждой больнице молитвенных комнат, что достаточно часто действительно делается.
Я ни разу не видела, чтобы они были заполнены людьми, иногда, конечно, туда заходят по 1-2 человека, поставят свечку и удалятся. А чаще всего – там отсиживает свои положенные несколько часов священник, а затем уходит, запирая при этом комнату на замок. Так что, если кто не успел в это время помолиться – будет ждать до следующего утра.
В Исламе все гораздо проще. Хотя – это как сказать. Проще, конечно, в том, что если мусульманин соблюдает установления своей религии, то его душе крайне сложно «заболеть».
Ведь ежедневная молитва-намаз является для души благодатной рекой, которая смывает все мелкие прегрешения, если они были совершены между молитвами. А регулярное соблюдение всех остальных предписаний способствует еще большему укреплению души, ее полноценному существованию и развитию.
В любой жизненной ситуации мусульманин в принципе не может быть ограничен в совершении предписаний Всевышнего. Ведь молиться можно не только в храме, но и в любом мало-мальски подходящем месте. Но как это ни странно, зачастую именно больницы создают совершенно невероятные условия для существования в их стенах мусульман.
В больницах множество проблем. Человек, вынужденный пройти курс стационарного лечения, часто получает не облегчение от своих страданий, а наоборот, еще большую психическую нагрузку (вряд ли стоит подробно писать о том, как могут нахамить уборщицы и регистраторы, равнодушно посмотреть врачи и т.д.). Но мусульманам, кроме всего прочего, приходится переносить и невообразимые душевные страдания. Ведь им приходится ограничивать себя в самом основном – а именно, в общении со Всевышним путем своевременного совершения намаза.
Почему-то врачи, которые в большинстве своем все-таки ратуют за душевное врачевание, отказывают мусульманам в выполнении намаза, руководствуясь при этом совершенно непонятными мотивами: молитва в палате или коридоре приведет к тому, что остальные больные будут испытывать дополнительное душевное потрясение, а вот дополнительного помещения, где бы мусульманин мог совершить положенное, не существует. Еще врачи говорят, что совершение ночного и утреннего намазов будет нарушать режим больницы, что питание для всех одинаковое и совершенно нет никакой необходимости в отказе от больничных обедов просто потому, что там содержится мясо, а вот альтернативные блюда из рыбы не предусмотрены меню и т. д. и т. п.
В принципе, на любое требование мусульманина в больнице чаще отвечают отказом. Крайне редко пытаются найти выход из сложившейся ситуации и помочь больному восстановить не только свое физическое здоровье, но и душевное равновесие. А ведь именно последнее так важно для выздоровления.
Немного отдельно хотелось бы сказать и о посещениях больниц церковнослужителями. Чаще всего интересы мусульман, атеистов и прочих просто не принимаются во внимание, игнорируются. Проводится полное освящение помещений и всех, кто там находится, в добровольно-принудительном порядке, а еще хуже, когда в такие «акции» попадают дети, госпитализированные без родителей, их вполне могут попытаться «обратить» в истинную веру.
Если мы посмотрим на западную медицину, то обнаружим там более лояльное отношение к мусульманам, чем в России. Это связано в первую очередь с тем, что, кроме имеющихся мусульманских клиник, обычные пытаются озаботиться проблемами национальных, религиозных и других меньшинств. К примеру, в таких больницах совершение намаза чаще не ограничивают рамками режима учреждения, а пытаются найти соответствующее помещение, в питании предусмотрено наличие дополнительных рыбных или вегетарианских блюд, женщинам вполне считается допустимым ходить в платке и т. д.
В связи с возникающими проблемами нам следует, прежде всего, смотреть на нормативную юридическую документацию. А, согласно ей, оказывается, что выполнению религиозных обязанностей (в частности намаза) мешать не имеют никакого права, в том числе и медицинский персонал; что альтернативные блюда должны присутствовать в меню; что даже посещение больницы священнослужителями (если это, конечно, не персональный вызов к конкретному больному) должно быть разрешено всеми больными, а не происходить вопреки их воле; и уж тем более никакой религиозной «обработки» детей при отсутствии их родителей происходить не должно.
Истинное врачевание должно предусматривать так называемый душевный покой, а как его достичь в современных больницах – об этом, наверное, должны думать не только пациенты, а и государственные деятели, богословы?!
Будьте здоровы!
Фатима Манзур, врач, источник: www.islam.ru