Информационное агентство "Исламтат", Файзрахманова А.
Довольно часто, читая хадисы, мы с легкостью можем присвоить благородные качества главных героев себе. Экий синдром, студента медицинского, узнающий симптомы болезней в себе. Однако было бы действительно лучше, если мы узнавали именно болезненные черты, неверные поступки, после чего, закладывая хадис в основу панацеи, избавлялись бы от «навязчивой идеи».
Мы привыкли называть «копание в себе» - глубиной мысли, а неудержимое желание сделать замечание – проявлением имана. Ведь не редко девушку в хиджабе может «отчитать» ее сестра по вере за неправильную длину одежды, за макияж… продолжать расписывать варианты можно, но не будем.
Тон пугает, слова напрягают, а результат не всегда положителен для «знающего», впрочем, как и для человека, на которого пала милость «друга».
Очевидно ведь, что в неумение подобрать слова, в императивность тона - наша слабость, лень в поиске мудрого подхода. Очевидно, но мало кто будет утруждать себя, работая на результат. Полагаю, что здесь имеет место следующая философия.
Замечая «ужасно заблуждающегося» невозможно промолчать и не согласиться лишь сердцем, ибо это будет самым слабым проявлением имана, нет, необходимо указать на ошибку, чтобы, в буквальном смысле, снять ответственность через выражение недовольства. А что потом, неважно, ведь отходишь уже с чувством выполненного долга…
Я так думаю, более того и я так поступаю. Но точно знаю, до тех пор, пока не забываешь и помнишь себя в прошлом, и по сей день, с начала и до продолжения, человеку, который напоминает пусть далекое, но отражение, хочется помочь, а не отделаться от него, выполняя свой долг.
Ключом являются знания. Понять, что знания внешне и внутренне делают нас таковыми, какими мы кажемся, значит использовать их компоненты для диалога, стараясь пробудить в друге желание познать составляющие мудрости.
Завершу хадисом, чтобы продолжением стал поиск.
“Однажды внуки Пророка Мухаммада (с.в.с.) Хасан и Хусейн, прогуливаясь около ручья, заметили старца, готовящегося к исполнению обряда омовения, и с любопытством смотрели на него. К их удивлению, старик так дурно и бессознательно совершал обряд, что в Исламе терпимо быть не могло, и они, взглянув друг на друга, заговорили: “Как бы нам научить, дошедшего до таких лет старика? Сказать ему, что ты не знаешь, значит отвратить его от нас и дать повод к гневу”. И вот решили поступить так, попросить старика, чтобы он как старший, проверил их омовение и сказал, который из них лучше исполняет этот обряд. Братья старательно совершили омовение, после чего старец сказал им: «Вы в совершенстве знаете, а я же не знал до сих пор и только от вас узнал, как надо совершить этот обряд».