Информационное агентство "Исламтат"
Перейти в сюжет
ВВЕДЕНИЕ В СЮЖЕТ
"Российская газета", являющаяся официальным источником опубликования законов в Российской Федерации, опубликовала Федеральный список экстремистской литературы. Список был сформирован на основании судебных решений о признании экстремистскими ряда литературных изданий и предоставлен для опубликования Федеральной регистрационной службой. По состоянию на 17 декабря 2007г. (обновления к списку публикуются 2 раза в год) в списке значится 79 материалов.
Согласно решению Бугурусланского городского суда Оренбургской области в Федеральный список экстремистской литературы были включены такие издания, как книга "Основы исламского вероучения (Усус аль-акида)", книга "Исламская акида (вероучение, убеждение, воззрение) по Священному Корану и достоверным изречениям пророка Мухаммада", книга "Жизнеописание пророка, да благословит его Аллах и приветствует", брошюра "Ислам сегодня", книга "Объяснение основ веры", книга "Личность мусульманина в том виде, который стремится придать ей ислам с помощью Корана и сунны", книга "Основы ислама" и другие издания. В данном обновлении Федерального списка в отношении исламской литературы не было ни одного указания на авторов книг и брошюр, годы изданий, издательствах, местах опубликования или других сведений, позволяющих с точностью идентифицировать запрещенное издание.
Вместе с тем, книг и брошюр с названием, например, "Основы Ислама" сейчас в России существует такое множество, что привести их точное количество представляется технически затруднительным. Автором одной из таких книг является Председатель Совета муфтиев России, член Совета по делам религий при Президенте России шейх муфтий Равиль Гайнутдин. Книга "Личность мусульманина" авторства Аль-Хашима часто называется настольной энциклопедией (например,по исламскому этикету в общении) действительно огромного количества российских мусульман. Некоторые другие издания из Федерального списка экстремистской литературы десятками тысяч бесплатно распространялись официальными Духовными управлениями мусульман по всей России на протяжении нескольких лет, раздавались паломникам, отправляющимся в хадж, использовались в качестве учебников или вспомогательной литературы в сотнях медресе на территории Российской Федерации, были включены в программы преподавания основ Ислама и одобрены региональными муфтияи во всех регионах страны.
Мусульманская общественность узнала о том, что значительная часть домашней библиотеки многих из них теперь стала в России запрещенной лишь после того, как список был опубликован в Российской газете, о чем стали сообщать другие средства массовой информации. Представители мусульманской общественности не были приглашены во время судебного процесса, равно как и представители официальных Духовных управлений мусульман, равно как и мусульманские правозащитники, представители прессы или эксперты-религиоведы. Другими словами, при запрете исламской литературы Бугурусланский городской суд Оренбургской области вынес решение фактически без присутствия и даже простого уведомления заинтересованных сторон и без их возможности защищать свои интересы в достаточной степени.
Более того, информация о содержании судебных решений в отношении указанных книг и брошюр отсутствует и судом, принимавшим данные решения не выдается даже адвокатам. Неизвестным остаются основания признания книг экстремистскими, круг участников слушаний, отсутсвует правовая информация о ходе слушаний.
По действующему законодательству распространение, а также хранение в целях распространения (без указания условий, позволяющих отличить хранение в целях личного использования от хранения в целях распространения) экстремисткой литературы является противоправным деянием и, соответственно, подлежит пресечению и наказанию.
Мусульманская общественность уже начала выражать недоумение произошедшим и удивление по поводу обоснованности таких решений и учета их прав и законных интересов. Ряд публикаций вышел на ведущих исламских электронных изданиях, таких, как Ислам.ру, ИА "IN" и др. Общественные деятели и религиозные лидеры так же стали реагировать на происходящее и выражать свое несогласие и удивление. Достаточно ярким моментом в развитии ситуации стало вышедшее в нескольких средствах массовой информации сообщение о том, что адвокат из Удмуртии Рустем Рафаэлевич Валиуллин подготовил пакет документов для подачи жалобы в Европейский суд по правам человека в связи с запретом в России исламской литературы. Также собщалось, что ранее им были предприняты попытки получения информации о запрете книг непосредственно в самом суде, в чем ему было отказано, по его мнению, необоснованно.
На прошедшем 14-15 февраля в Казани выездном заседании Совета муфтиев России, на котором присутствовало более 20 членов Совета, было открыто обсуждение запрета исламской литературы и принято по даному поводу обращение, выражающее несогласие официальных мусульманских структур вынесенными решениями. Более того, Председатель СМР Равиль Гайнутдин назвал их "кулуарныи" и выступил с резкой критикой запрета исламской литературы.
В список запрещенной литературы еще ранее попали более десяти переводов трудов всемирно призанного богослова Саида Нурси, толкователя Корана иавтора книг на сонове коранических откровений. В связи с этим свой протест выразил даже Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Лукин, направивший соответствующее обращение в Московский районный суд. Вместе с тем, свои заключения суду были предъявлены и официальными мусульманскими центрами России, представителями власти Турции и рядом зарубежных, международных и отечественных деятелей и организаций, имеющих всемерное признание и авторитет в данной области. Однако все этом судом во внимание принято не было. Через некоторое время после запрета переводов книг С.Нурси по России начались обыски в исламских культурных и религиозных центрах, в домах рядовых мусульман, началось давление на турецкие лицеи. В отношении последних можно отметить удивительный факт того, что под предлогом поиска запрещенной накануне литературы силовики пытались изъять учебную литературу в лицеях по математике, химии, географии и другим предметам, изданную на английском языке.
На страницах мусульманских изданий стали появляться публикации о том, что теперь делать рядовому мусульманину с запрещенной вдруг литературой с технической точки зрения. Согласно исламским канонам литература, содержащая упоминание имени Аллаха, подлежит утилизации путем сожжения и закапывания полученного пепла в землю. Религиозно практичные мусульмане, несмотря на все свое негодование и удивление, согласно предписанию провинциального местного суда в Оренбургской области, фактически должны были избавиться от запрещенной теперь литературы. Однако сделать это достаточно затруднительно, учитывая внушительные тиражи запрещенной литературы, распространенной по всей Российской Федерации. Складирование литератруы для последующей утилизации согласно исламским канонам совершенно обоснованно с правовой точки зрения могло быть расценено правоохранительными органами, правоприменителями как хранение экстремисткой литературы в целях ее распространения, так как формально-юридичский состав такого деяния был бы именно таким и соответствовал бы модели противоправного поведения, описанной в действующем законодательстве.
Фактически сложилась парадоксальная ситуация, когда привычная и сильно распространенная среди мусульман в России религиозная литература вдруг оказалась запрещенной, а технически избавиться от нее оказалось крайне затруднительным, при том, что обыски на предмет хранения запрещенной литературы в мусульмнских организациях уже фактически идут. Руководители же мечетей и медресе в России оказались в еще более трудном положении, так как запрещенная теперь литература составляла значительные части их бибиотечных фондов и учебных программ. При остром дефиците квалифицированных преподавательских кадров, отсутствие такой части учебной литературы способно поставить под угрозу учебный процесс в исламских образовательных учреждениях. А это, в свою очередь, автоматически означает, что часть учащихся могут обратиться за информацией о религии в другие источники и религиозные группы, что сделает исламский образовательный процесс в России фактически никак не контролируемым. Со всеми, как говорится, вытекающими отсюда последствиями.
Перейти в сюжет