(Информационное агентство "Исламтат")
С завоеванием Казанского ханства Россией в 1552 г. Власть хана в Казани ликвидируется, вместо него управлением бывшими ханскими территориями в Москве при российском правительстве создается специальный Казанский приказ. В крупнейшие города Казань и Свияжск направляются .большие воеводы., являвшиеся наместниками Ивана 4 Грозного на местах. Военной же опорой местных воевод в управлении присоединенными землями стали отряды стрельцов.
Намереваясь усилить колонизацию Поволжья, московское правительство учредило в Казани самостоятельную епархию. Последняя сразу же занялась постройкой монастырей и церквей, а также насильственной политикой христианизации местного населения. Во всех татарских селах жестоко разрушались мечети и медресе, уничтожались ценные и священные арабские книги и древние рукописи. На местах разгонялись исламские просветители и учителя, религиозное руководство в лице мулл и имамов. Кроме татар, являвшихся в своем большинстве мусульманами, на территории бывшего Казанского ханства из-за религиозной политики царского правительства пострадали язычные народы . чуваши, удмурты, марийцы, у которых вырубались священные рощи.
В начале 1555г. архиепископом Казни, Свияжска, Васильсурска и Вятки с их округами избран был Гурий. По наказу русских царя и митрополита архиепископ Гурий одну из главных своих задач видел в проведении христианизации татарского народа. Дом его сделался своеобразным учреждением для крещения казанских татар. Их сюда вызывали, увещевали, поили медом (так характеризовали все виды подкупа . Х.Р.) и другими ухищрениями старались крестить. По распоряжению высшего светского и духовного руководства архиепископ должен был упросить у воевод и вызволить из беды крещением даже уголовных преступников. Результатам политики христианизации стало появление в 16 в. среди мусульманских татар новой группы татар-новокрящен или, как их стали называть впоследствии, кряшен.
С целью сохранения своих земельных владений и других богатств некоторая часть феодалов из числа татар перешла на службу царю Ивану 4 Грозному. Таких татар называли служилыми. Были среди них и такие, кто принял православную веру. Особенно много служилых татар было в западных районах бывшего Казанского ханства, где в основном проживали татары-мишари. Российское руководство рассеяло бывших татарских мурз по разным территориям России, которые были культурно, лингвистически и конфессионально отличны от татарского этноса. Надо отдать должное их стойкости, потому что большинство из них в чуждой духовной среде, пусть и тайно, но сохраняли приверженность исламу.
Христианизация, часто насильственная, вызывала недовольство во всех слоях населения. Господство новой религии и соответствующей инфраструктуры вызывло особенно ярое противостояние с 17в., на который пришелся пик политики христианизации. Пассивное неприятие крещению часто доходило до активного вооруженного сопротивления и обращению за помощью к другим государствам. По данным Г. Губайдуллина, в 1660г. татары и башкиры посылали своих представителей в Турцию и Крым с просьбой о помощи в сохранении у них ислама как традиционной религии. Свою просьбу они обосновывали тем, что являлись приверженцами одной религии; теперь же их вынуждали отходить от нее. Этот пример может являться примером убеждения татарского народа в своей принадлежности к мусульманской умме, хотя у них и сохранялось осознание своей этнической и географической общности и специфики.
Восприятие ислама в разных слоях татарского общества было различным. Татарское население в 16-18 вв. было главным образом сельским, а их психология была схожа с мировоззрением городских низов. Она начала принимать форму .народного. ислама (термин ректора РИУ Р.М.Мухаметшина), соединяющего в себе исламские постулаты некоторыми этническими традициями и обычаями. Обеспокоенное этим татарское духовенство пыталось свести его до безопасного для исламской традиции минимума в социальном сознании. Названная тенденция прослеживается в поэме Утыз-Имяни .Подарки эпохи.. Он писал о недозволенных новшествах в религиозной доктрине . .бидгат.. Писатель перечислил 14 новшеств, свидетельствующих о нарушении традиционной мусульманской догматики, а также о функционировании ислама среди татар в новой форме.
Феодальные татарские верхи были в основном ликвидированы в 1550-60 гг. во время народных выступлений. Поэтому аристократия и интеллектуалы у татар были незначительны, они являлись носителями систематизированного, книжного ислама. К сокращению исламской интеллигенции привело также закрытие учебных заведений, разрушение мечетей, преследование служителей культа, отсутствие какой-либо системы народного образования.
В 16-18 в. среди татар значительно укрепило позиции такое течение в исламе, как суфизм. Он проник в Среднее Поволжье практически одновременно с исламом. В татарской литературе были возрождены традиции Ахмеда Ясави, получивших яркое воплощение в хикметах М. Кулыя. Укреплялись политические позиции суфийских братств, обителей и приютов (теккэ). Таким образом, в эти 2 века суфизм способствовал сплочению татарской общины перед лицом внутренней нестабильности и внешней опасности.
В заключении необходимо отметить, что ислам в татарском общстве в 16-18 вв. обеспечивал известную степень стабильности. Не всегда избавляя общество от различных потрясений, ислам создавал условия для его регенерации, сохранению в нем элементов социально-политической структуры и продолжению культурно-языковой традиции. Сохранившиеся исламские институты обеспечивали примирение социально и политически разнородных групп населения и благоприятно влияли на их самоорганизацию. Мусульманская вера в татарской среде обнаружила высокую способность к выживанию, возлагая на себе и функции социальной интеграции.
Ринат Хабибуллин