ИА Исламтат. Мусульманство Обратная связь Поиск по сайту Об Агентстве Карта сайта
Мусульманство
Информационное агентство Исламтат АБУ ХАНИФА - крупный исламский ученый, основатель религиозно-правовой школы
Не спорь с людьми, которые не имеют достаточных знаний в религии. Не вступай в спор с теми, кто спорит безнравственно и лишь для того, чтобы выиграть спор
  • РЕЛИГИЯ ИСЛАМ
  • СПРАВКИ
  • ОБЪЯВЛЕНИЯ
  • САЙТЫ
  • Текстовая лента новостей  > OUT
    дин ислам
    РУБРИКА
    религия ислам
    i
    мусульманство
    i
    ислам скачать
    i
    ислам книги
    i
    ислам молитвы
    i
    ислам фото
    i
    ислам книги
    i
    ислам фото
    i
    ислам фото
    i
    история ислама
    дин ислам
    РУБРИКА
    религия ислам
    i
    ислам сайт
    i
    религия ислам
    i
    закон ислама
    i
    против ислама
    i
    принятие ислама
    РУБРИКА
    суть ислама
    i
    дин ислам
    i
    ислам скачать
    i
    бесплатно ислам
    i
    ислам картинки
    i
    ислам молитвы
    ислам фото
    ФОТКИ
    случайная картинка

    АЗЫ ИСЛАМА
    мусульманство. доступно


    РЕЦЕПТЫ
    татарская кухня

    Татлы Татлы
    (домашняя помадка)

    Корт 3 Корт 3

    Корт 2 Корт 2

    Кыстыбый Кыстыбый
    (с картофелем)

    Эчпочмак Эчпочмак
    Питательный треугольник


    мусульманские сайты
    ЗАКЛАДКИ
    ручная отборка, аннотация


    Знакомство с татарским народом


    Татары, насчитывающие около 7 млн. чел., являются одним из самых больших тюркских народов мира, занимая при этом в России второе место по своей численности. Большинство татар проживает на территории между Волгой и Уралом, около 1 млн. проживает в республиках Средней Азии и Казахстане; немало их проживает и в дальнем зарубежье. Одной из особенностей татарского народа является его дисперсное состояние – «распыленность»; так из 5,5 млн. живущих в России татар лишь 1, 7 млн. проживает в своей национальной республике – в Татарстане. На сегодняшний день в России нет ни одного региона, где бы ни жили постоянно и компактно представители татарской нации.

    Современный татарский язык относится к кыпчакской группе тюркской языковой семьи и имеет три диалекта: казанскотатарский, западный (мишарский), восточный (сибирских татары); особняком стоит язык крымских татар. Несмотря на некоторые различия, татары являются одной целостной нацией с единым литературным языком, единым этническим самосознанием и единой культурой – религией, национальным духом, традициями и фольклором, литературой, музыкой.

    В древности у предков татар была своя письменность - руническое письмо. После принятия Ислама предками татар – булгарами, произошёл переход на арабскую письменность, которая использовалась около 1000 лет (иске и янга имля (с 1920 г.)). Чуть позже, в период существования Улуса Джучи сформировался средневековый литературный язык с арабской письменностью, так называемый "идель теркисе" (старотатарский), основой которого стал синтез кыпчакского и булгарского языков; так же он вобрал в себя элементы среднеазиатских, персидского и арабского литературных языков.

    Современный татарский литературный язык возник на основе разговорного языка казанских татар на рубеже XIX-XX веков. Окончательному отрыву от старотатарских традиций и утверждению современного языка способствовал резкий переход с арабской графики на латинскую, которой татары пользовались лишь 10 лет (1929-1939 гг.) и дальнейший резкий переход на кириллицу. Здесь стоит заметить, что татарский народ по уровню грамотности еще до революции 1917 г. занимал одно из первых мест в России, и сейчас татары занимают первое место по процентному соотношению людей с высшим образованием

    Ислам является фундаментальной основой культуры татарского народа; 98,7% верующих татар - это мусульмане-сунниты. Однако современные татары по образу жизни скорее европейская нация и в этом отношении мало чем отличается от других народов России; к тому же это один из самых урбанизированных этносов РФ.

    Одна из известных и уникальных особенностей татарского народа заключается в толерантном отношении к представителям любой другой нации, другой религии, другой культуры. За всю свою историю они не были инициаторами ни одного конфликта на этнической и религиозной почве. Большинство исследователей убеждены в том, что толерантность является неизменной частью татарского национального характера. В этом отношении показателен опыт Татарстана, который являет собой образец мирного и плодотворного сосуществования и совместного развития представителей различных конфессий и наций.

    Характерной чертами менталитета татарского народа всегда остаётся старательность, трудолюбие, серьёзное отношение к делу, радушие и гостеприимство, традиционная тяга к знаниям.

    История

    Процесс становления татарского народа был весьма долог и сложен – начавшись в эпоху Великого Переселения народов (V-VI вв.), в основных чертах он завершился к нач. ХV в. За это время татарский этнос вобрал в себя многие средневековые тюркские народы - булгар, кыпчаков, хазар, некоторые тюркские этнические группы из Центральной Азии, а так же частично монгол и представителей угро-финских племён Волго-Уральского региона. Становление татарского этноса было неразрывно связано с более чем тысячелетней историей государственности татарского народа.

    Будучи в общем этнополитическом потоке тюрок, предки татар участвовали в создании таких огромнейших и величайших империй Раннего Средневековья как Держава гуннов (IV –V вв.), Тюркский каганат (VI-VIII вв.), Великая Булгария (1-aя пол. VII в), Хазарский каганат (VII- кон. Х в). Имя татар впервые упоминается в связи с событиями VI в. в Тюркском каганате (союз тюркских племён отуз-татар). Данный союз племён в VIII в. вместе с кипчако-кимакскими тюркскими группами образовал на территории Южной Сибири Кимакский каганат, а так же ряд княжеств в Монголии, получивших общее название Дэшти-Татар. В нач. ХIII в. они были подчинены Чингисханом, и впоследствии участвовали во всех завоевательных походах монгольских войск. Кипчаки - также одна из важнейших составляющих татарского этноса - в Х в. откочевали на запад, в Восточную Европу и создали там государственное объединение, известное под названием Дэшти-Кипчак. Позже, после завоеваний монгол, преобладая количественно, кипчаки смешались с булгарами – тем самым образовалась смесь булгаро-кипчакского языка, который, в свою очередь стал основой татарского языка.

    Однако при столь многочисленных государственных объединениях, непосредственно относящихся к истории татар, роль того этнополитического и культурного ядра, на основе которого формировался татарский этнос и традиция его государственности, сыграла Волжская Булгария. Это государство возникло в IХ в. после того как часть булгар откочевала с территорий Причерноморья и Кубани на территорию Поволжья. Огромную роль в становлении этого государства и самих булгар сыграло принятие ими Ислама. Вскоре, после 922 г., когда Ислам стал при хане Алмуше государственной религией, Волжская Булгария сделалалось страной с классической исламской цивилизацией. Она не прославилась своими широкими завоевательными походами, но отличилась высоким уровнем своей культуры, развитой экономикой, богатыми городами и благосостоянием народа. О высокой культуре булгар ярко свидетельствует развитие поэзии – до нас дошла незабвенная поэма «Кыйссаи Йосыф» зачинателя традиций татарской поэзии Кул Гали.

    В 1236 г., после долгих лет упорной борьбы Волжская Булгария пала под ударами монгольских войск Бату-хана. Образовалась огромная империя - Улус Джучи или так называемая Золотая Орда, охватившая Среднюю Азию и территории от Дальнего Востока до Крыма. Что интересно, первоначально ставка монгольских ханов находилась именно на территории Булгарии. Государственной религией Улуса Джучи, под культурным воздействием тюрко-мусульманских народов в конце ХIII в. становится Ислам. Именно Ислам и осознание общей государственности явились объединяющим началом народов этой империи. Улус Джучи в течении своего существования растворил в своей среде разные тюркские этносы и группы и создал новую этнополитическую общность под названием татары. Империя Джучидов в момент своего расцвета (правление хана Узбека и Джанибека) представляла собой классическую исламскую цивилизацию, с присущими ей развитием городов, литературы, образования и научной мысли. Уникальность этого государства состояла в соединении кочевых элементов культуры и осёдлого образа жизни, а так же в проявлении абсолютной толерантности по отношению к представителям любых конфессий. В середине ХIV в. в результате распада некогда единого татарского государства образовалось ряд независимых ханств – Казанское, Астраханское, Сибирское, Крымское и полунезависимое Касимовское, которые стали основой для формирования соответствующих этнических групп татар. Также сформировалась Большая Орда (разгромлена Крымским ханством в 1502 г.) и Ногайская Орда. Все они впоследствии были завоёваны или поглощены русским государством в течение 2-й пол. ХVI -ХVII вв. (Крымское ханство - в конце ХVIII в). Процесс завоевания и подчинения сопровождался жестоким насилием и в дальнейшем неоднократно повторявшимися в течение столетий неудачными попытками христианизации татар. Однако в этот трагический период потери государственности, постепенно определяется роль Волго-Уральского региона, как объединяющего этнокультурного центра, к которому тяготели остальные группы татар. Что важно - потеряв государственность, татары не потеряли своей культуры и религии.

    В конце ХIХ в. в среде татар начинается подлинный Ренессанс, затронувший многие сферы деятельности народа. Появляется новая философская мысль – джадидизм, ставший идеологическим обрамлением национального, сыгравший большую роль для татар в образовании. Прежде всего, возрождение татарского народа выразилось в развитии литературы, образования, в сфере политической и торговой деятельности, в формировании многочисленного слоя интеллигенции, которая, однако, становилась уже скорее все более светской. Политическая активность татар вылилась в создание общероссийской мусульманской партии «Иттифак» и в функционировании мусульманской фракции Государственной Думы.

    В революционном 1917 г. татары играли одну из основных ролей. Так, в частности они стали одними из инициаторов созыва такого уникального явления в мировой истории как Всероссийские мусульманские съезды. Одним из их решений стало создание первой в мире мусульманской национально-культурной автономии, со своими органами управления, парламентом и армией. Татары также активно поддерживали идею федерации и сыграли в процессе федерализации России активную роль. На этой основе был создан в 1918 г. проект республики Идел-Урал, в составе федеративной России, который, однако, в силу развития гражданской войны и победы в ней большевиков, не был реализован. Однако в 1920 г., впервые, за много веков, хотя и номинально была воссоздана государственность татарского народа - в виде ТАССР.

    Советский период был неоднозначен в истории татар. Татары, вследствие политики коммунистов всё больше и больше теряли свою идентичность, религию, традиции. С другой стороны, татарский народ отдавал все свои силы на построение и созидание советского государства, а в Великой Отечественной войне героически защищал его. Неслучайно по процентному соотношению числа "Героев Советского Союза" на весь народ в ВОВ татары были первыми (!).

    Лишь в 1990 г., в результате принятия Декларации о независимости Татарстана татары почувствовали, что у них есть своё государство. Политическая модель Татарстана явилась в дальнейшем образцом построения федеративного государства. За примером Татарстана последовали и другие национальные движения России. С принятием Декларации в истории татар и Татарстана началась новая эпоха, страницы которой ещё далеко не перевёрнуты. Думается, нам ещё предстоит увидеть дальнейшее процветание татарского народа, связанное с подъемом религиозного самосознания татар после распада атеистического Советского Союза.

    Кроме государственности у татар имеется ряд органов национального управления, которые ведут огромную работу по сплочению и культурному развитию татарской нации – это Всемирный конгресс татар и его Исполком, национально-культурная автономия татар России, а так же многочисленные татарские диаспоры за рубежом и в регионах РФ.

    Культура

    Уникальная и самобытная культура татар, фундаментальной основой которой явилось исламское мировоззрение, синтезирует в себе также национальные традиции и европейские ценности, достижения тюркских, угро-финских и славянских народов. Неслучайно культура татар достойно входит в сокровищницу мировой культуры и цивилизации. Прежде всего, это достижения в литературе, которая насчитывает более чем восьмивековую историю. Произведение «Сказание о Юсуфе» булгарского поэта Кул Гали, созданное в нач. ХIII в., явило собой лучший классический образец мусульманской поэзии, написанной на родном языке. Его традиции были продолжены поэтами Саифом Сараи (ХIV в.), Мухамададьяром, Кул Шарифом (ХVI в.) и многими другими. Среди известных поэтов прошлого можно назвать так же Г.Утыз-Имяни (18 в.), Г.Кандалый (19 в.). Возрождение татарской нации, произошедшее на рубеже Х1Х-ХХвв., выдвинуло ряд классиков татарской литературы с мировым именем - Габдуллу Тукая, Дэрдманта, Фатиха Амирхана, Гаяза Исхаки, драматурга Г.Камала и многих других. В советский период литература продолжала бурно развиваться и была связана с такими громкими именами как Галимджан Ибрахим, Хади Такташ, Маджит Гафури, поэт-герой Муса Джалиль, Сибгат Хаким, Хасан Туфан и многие другие талантливые поэты и писатели.

    Уникальным (но не однозначным с точек зрения разных исследователей) явлением в татарской культуре явился джадидизм, зачинателями которого можно считать таких известных мыслителей как А. Курсави, мусульманского историка Ш.Марджани, учёного и писателя К.Насыйри. А продолжателями их традиций - будущих муфтиев М.Бигиева, Р.Фахретдина и других. Надо сказать, что джадидами считали себя большинство татарских политиков, общественных деятелей, учёных и классиков литературы. Выросший из джадидизма М.Султан-Галеев, обогатил политическое учение идеями о мусульманском социализме, который во многом стал идеологической основой антиколониального движения в исламском мире. Джадидизм можно рассматривать в двух аспектах – образовательном и идеолого-религиозном.

    В ХХ в. бурное развитие у татар получила музыка, возникло театральное искусство. Постоянно дают о себе знать спортивные достижения татар. Шазам Сафин - олимпийский чемпион по борьбе. Ф.Симашёв – олимпийский чемпион по лыжам. Художественная гимнастика - олимпийская чемпионка и многократная чемпионка мира Алина Кабаева, чемпионки мира Амина Зарипова и Ляйсан Утяшева, Я.Батыршина. Футбол - Ринат Дасаев (лучший вратарь мира в 1988г.), Марат Измайлов, Руслан Нигматуллин. Хоккей - Ирек Гимаев, Сергей Гимаев, З.Билялетдинов, Д.Зарипов. Теннис - чемпион мира Марат Сафин и Динара Сафина, Ш.Тарпищев и многие другие. Свои выдающиеся достижения в науку вписали татарские учёные - академики Р.З.Сагдеев (физическая химия), К.А.Валиев (физик), Р.А.Сюняев (астрофизик) и мн.др.

    В целом, как видно, татарская нация, несмотря на ряд трагических страниц в истории, развивалась и развивается динамично. Хочется думать, что её будущее - в дальнейшем национальном сплочении и единстве, основанном на уникальных культурных традициях и постепенном возрождении исламских ценностей.

    Файзрахманов Айрат





    ислам молитвы
    МЕЧЕТИ ТАТАРСТАНА
    мусульманство и архитектура

    МЕЧЕТЬ "МУЛЛА-АХМЭТ" Д.КЗЫЛ ТЮБЯК МЕНЗЕЛИНСКИЙ Р-Н
    См. подробнее

    МЕЧЕТЬ Г. МЕНЗЕЛИНСКА
    См. подробнее

    бесплатно ислам
    ОБЪЯВЛЕНИЯ
    деловые, помощь, разное

    продаю свяшенную книгу Коран...
    Категория: "Продается"

    Срочно нужна комната в москв...
    Категория: "Сниму жилье"

    Сдаю комнату
    Категория: "Сдам жилье"

    Щебень мраморный
    Категория: "Продается"

    Двухкомнатная квартира на Ко...
    Категория: "Сдам жилье"

    Продаю квартиру
    Категория: "Продается"

    Представлю Ваши интересы в У...
    Категория: "Услуги"

    Сдам 3-х комн. квартиру Южно...
    Категория: "Сдам жилье"

    Столбы металлические для заб...
    Категория: "Продается"

    Краны шаровые НЖ Ру 16 МПа
    Категория: "Продается"

    Сдам комнату на сутки, ночь ...
    Категория: "Сдам жилье"

    Помогите устроить жизнь
    Категория: "Нужна помощь"

    мусульмане
    КТО ЕСТЬ КТО
    мусульманство в лицах

    Председатель союза мусульманских женщин Татарстана "Муслима", главный редактор одной из старейших в России мусульманских газет "Муслима", член Президиума общероссийского общественного движения "Российское исламское наследие"

    Председатель Духовного управления мусульман Поволжья, Председатель Духовного у3правления мусульман Саратовской области, муфтий, главный редактор газеты "Мусульманский вестник"

    ИНТЕРЕСНО
    статьи, аналитика


    © 2007—2024 Информационное агентство «Исламтат»
    Экспорт заголовков новостных лент
    Порядок мусульманства Мусульманство Поиск по сайту Мусульманские сайты хиджаб
    Хотите кнопку Исламтат.Ру на своем сайте?
    хиджаб
    Мусульманки носят хиджаб. Ведь мусульманство в Татарстане очень развито. Это дин Ислам, мечети Татарстана и намаз. Религия ислам позволяет поговорить про мечеть, а также шариат в мусульманстве