Современный татарский язык относится к кыпчакской группе тюркской языковой семьи и имеет три диалекта: казанскотатарский, западный (мишарский), восточный (сибирских татары); особняком стоит язык крымских татар. Несмотря на некоторые различия, татары являются одной целостной нацией с единым литературным языком, единым этническим самосознанием и единой культурой – религией, национальным духом, традициями и фольклором, литературой, музыкой.
В древности у предков татар была своя письменность - руническое письмо. После принятия Ислама предками татар – булгарами, произошёл переход на арабскую письменность, которая использовалась около 1000 лет (иске и янга имля (с 1920 г.)). Чуть позже, в период существования Улуса Джучи сформировался средневековый литературный язык с арабской письменностью, так называемый "идель теркисе" (старотатарский), основой которого стал синтез кыпчакского и булгарского языков; так же он вобрал в себя элементы среднеазиатских, персидского и арабского литературных языков.
Современный татарский литературный язык возник на основе разговорного языка казанских татар на рубеже XIX-XX веков. Окончательному отрыву от старотатарских традиций и утверждению современного языка способствовал резкий переход с арабской графики на латинскую, которой татары пользовались лишь 10 лет (1929-1939 гг.) и дальнейший резкий переход на кириллицу. Здесь стоит заметить, что татарский народ по уровню грамотности еще до революции 1917 г. занимал одно из первых мест в России, и сейчас татары занимают первое место по процентному соотношению людей с высшим образованием
Ислам является фундаментальной основой культуры татарского народа; 98,7% верующих татар - это мусульмане-сунниты. Однако современные татары по образу жизни скорее европейская нация и в этом отношении мало чем отличается от других народов России; к тому же это один из самых урбанизированных этносов РФ.
Одна из известных и уникальных особенностей татарского народа заключается в толерантном отношении к представителям любой другой нации, другой религии, другой культуры. За всю свою историю они не были инициаторами ни одного конфликта на этнической и религиозной почве. Большинство исследователей убеждены в том, что толерантность является неизменной частью татарского национального характера. В этом отношении показателен опыт Татарстана, который являет собой образец мирного и плодотворного сосуществования и совместного развития представителей различных конфессий и наций.
Характерной чертами менталитета татарского народа всегда остаётся старательность, трудолюбие, серьёзное отношение к делу, радушие и гостеприимство, традиционная тяга к знаниям.
История
Процесс становления татарского народа был весьма долог и сложен – начавшись в эпоху Великого Переселения народов (V-VI вв.), в основных чертах он завершился к нач. ХV в. За это время татарский этнос вобрал в себя многие средневековые тюркские народы - булгар, кыпчаков, хазар, некоторые тюркские этнические группы из Центральной Азии, а так же частично монгол и представителей угро-финских племён Волго-Уральского региона. Становление татарского этноса было неразрывно связано с более чем тысячелетней историей государственности татарского народа.
Будучи в общем этнополитическом потоке тюрок, предки татар участвовали в создании таких огромнейших и величайших империй Раннего Средневековья как Держава гуннов (IV –V вв.), Тюркский каганат (VI-VIII вв.), Великая Булгария (1-aя пол. VII в), Хазарский каганат (VII- кон. Х в). Имя татар впервые упоминается в связи с событиями VI в. в Тюркском каганате (союз тюркских племён отуз-татар). Данный союз племён в VIII в. вместе с кипчако-кимакскими тюркскими группами образовал на территории Южной Сибири Кимакский каганат, а так же ряд княжеств в Монголии, получивших общее название Дэшти-Татар. В нач. ХIII в. они были подчинены Чингисханом, и впоследствии участвовали во всех завоевательных походах монгольских войск. Кипчаки - также одна из важнейших составляющих татарского этноса - в Х в. откочевали на запад, в Восточную Европу и создали там государственное объединение, известное под названием Дэшти-Кипчак. Позже, после завоеваний монгол, преобладая количественно, кипчаки смешались с булгарами – тем самым образовалась смесь булгаро-кипчакского языка, который, в свою очередь стал основой татарского языка.
Однако при столь многочисленных государственных объединениях, непосредственно относящихся к истории татар, роль того этнополитического и культурного ядра, на основе которого формировался татарский этнос и традиция его государственности, сыграла Волжская Булгария. Это государство возникло в IХ в. после того как часть булгар откочевала с территорий Причерноморья и Кубани на территорию Поволжья. Огромную роль в становлении этого государства и самих булгар сыграло принятие ими Ислама. Вскоре, после 922 г., когда Ислам стал при хане Алмуше государственной религией, Волжская Булгария сделалалось страной с классической исламской цивилизацией. Она не прославилась своими широкими завоевательными походами, но отличилась высоким уровнем своей культуры, развитой экономикой, богатыми городами и благосостоянием народа. О высокой культуре булгар ярко свидетельствует развитие поэзии – до нас дошла незабвенная поэма «Кыйссаи Йосыф» зачинателя традиций татарской поэзии Кул Гали.
В 1236 г., после долгих лет упорной борьбы Волжская Булгария пала под ударами монгольских войск Бату-хана. Образовалась огромная империя - Улус Джучи или так называемая Золотая Орда, охватившая Среднюю Азию и территории от Дальнего Востока до Крыма. Что интересно, первоначально ставка монгольских ханов находилась именно на территории Булгарии. Государственной религией Улуса Джучи, под культурным воздействием тюрко-мусульманских народов в конце ХIII в. становится Ислам. Именно Ислам и осознание общей государственности явились объединяющим началом народов этой империи. Улус Джучи в течении своего существования растворил в своей среде разные тюркские этносы и группы и создал новую этнополитическую общность под названием татары. Империя Джучидов в момент своего расцвета (правление хана Узбека и Джанибека) представляла собой классическую исламскую цивилизацию, с присущими ей развитием городов, литературы, образования и научной мысли. Уникальность этого государства состояла в соединении кочевых элементов культуры и осёдлого образа жизни, а так же в проявлении абсолютной толерантности по отношению к представителям любых конфессий. В середине ХIV в. в результате распада некогда единого татарского государства образовалось ряд независимых ханств – Казанское, Астраханское, Сибирское, Крымское и полунезависимое Касимовское, которые стали основой для формирования соответствующих этнических групп татар. Также сформировалась Большая Орда (разгромлена Крымским ханством в 1502 г.) и Ногайская Орда. Все они впоследствии были завоёваны или поглощены русским государством в течение 2-й пол. ХVI -ХVII вв. (Крымское ханство - в конце ХVIII в). Процесс завоевания и подчинения сопровождался жестоким насилием и в дальнейшем неоднократно повторявшимися в течение столетий неудачными попытками христианизации татар. Однако в этот трагический период потери государственности, постепенно определяется роль Волго-Уральского региона, как объединяющего этнокультурного центра, к которому тяготели остальные группы татар. Что важно - потеряв государственность, татары не потеряли своей культуры и религии.
В конце ХIХ в. в среде татар начинается подлинный Ренессанс, затронувший многие сферы деятельности народа. Появляется новая философская мысль – джадидизм, ставший идеологическим обрамлением национального, сыгравший большую роль для татар в образовании. Прежде всего, возрождение татарского народа выразилось в развитии литературы, образования, в сфере политической и торговой деятельности, в формировании многочисленного слоя интеллигенции, которая, однако, становилась уже скорее все более светской. Политическая активность татар вылилась в создание общероссийской мусульманской партии «Иттифак» и в функционировании мусульманской фракции Государственной Думы.
В революционном 1917 г. татары играли одну из основных ролей. Так, в частности они стали одними из инициаторов созыва такого уникального явления в мировой истории как Всероссийские мусульманские съезды. Одним из их решений стало создание первой в мире мусульманской национально-культурной автономии, со своими органами управления, парламентом и армией. Татары также активно поддерживали идею федерации и сыграли в процессе федерализации России активную роль. На этой основе был создан в 1918 г. проект республики Идел-Урал, в составе федеративной России, который, однако, в силу развития гражданской войны и победы в ней большевиков, не был реализован. Однако в 1920 г., впервые, за много веков, хотя и номинально была воссоздана государственность татарского народа - в виде ТАССР.
Советский период был неоднозначен в истории татар. Татары, вследствие политики коммунистов всё больше и больше теряли свою идентичность, религию, традиции. С другой стороны, татарский народ отдавал все свои силы на построение и созидание советского государства, а в Великой Отечественной войне героически защищал его. Неслучайно по процентному соотношению числа "Героев Советского Союза" на весь народ в ВОВ татары были первыми (!).
Лишь в 1990 г., в результате принятия Декларации о независимости Татарстана татары почувствовали, что у них есть своё государство. Политическая модель Татарстана явилась в дальнейшем образцом построения федеративного государства. За примером Татарстана последовали и другие национальные движения России. С принятием Декларации в истории татар и Татарстана началась новая эпоха, страницы которой ещё далеко не перевёрнуты. Думается, нам ещё предстоит увидеть дальнейшее процветание татарского народа, связанное с подъемом религиозного самосознания татар после распада атеистического Советского Союза.
Кроме государственности у татар имеется ряд органов национального управления, которые ведут огромную работу по сплочению и культурному развитию татарской нации – это Всемирный конгресс татар и его Исполком, национально-культурная автономия татар России, а так же многочисленные татарские диаспоры за рубежом и в регионах РФ.
Культура
Уникальная и самобытная культура татар, фундаментальной основой которой явилось исламское мировоззрение, синтезирует в себе также национальные традиции и европейские ценности, достижения тюркских, угро-финских и славянских народов. Неслучайно культура татар достойно входит в сокровищницу мировой культуры и цивилизации. Прежде всего, это достижения в литературе, которая насчитывает более чем восьмивековую историю. Произведение «Сказание о Юсуфе» булгарского поэта Кул Гали, созданное в нач. ХIII в., явило собой лучший классический образец мусульманской поэзии, написанной на родном языке. Его традиции были продолжены поэтами Саифом Сараи (ХIV в.), Мухамададьяром, Кул Шарифом (ХVI в.) и многими другими. Среди известных поэтов прошлого можно назвать так же Г.Утыз-Имяни (18 в.), Г.Кандалый (19 в.). Возрождение татарской нации, произошедшее на рубеже Х1Х-ХХвв., выдвинуло ряд классиков татарской литературы с мировым именем - Габдуллу Тукая, Дэрдманта, Фатиха Амирхана, Гаяза Исхаки, драматурга Г.Камала и многих других. В советский период литература продолжала бурно развиваться и была связана с такими громкими именами как Галимджан Ибрахим, Хади Такташ, Маджит Гафури, поэт-герой Муса Джалиль, Сибгат Хаким, Хасан Туфан и многие другие талантливые поэты и писатели.
Уникальным (но не однозначным с точек зрения разных исследователей) явлением в татарской культуре явился джадидизм, зачинателями которого можно считать таких известных мыслителей как А. Курсави, мусульманского историка Ш.Марджани, учёного и писателя К.Насыйри. А продолжателями их традиций - будущих муфтиев М.Бигиева, Р.Фахретдина и других. Надо сказать, что джадидами считали себя большинство татарских политиков, общественных деятелей, учёных и классиков литературы. Выросший из джадидизма М.Султан-Галеев, обогатил политическое учение идеями о мусульманском социализме, который во многом стал идеологической основой антиколониального движения в исламском мире. Джадидизм можно рассматривать в двух аспектах – образовательном и идеолого-религиозном.
В ХХ в. бурное развитие у татар получила музыка, возникло театральное искусство. Постоянно дают о себе знать спортивные достижения татар. Шазам Сафин - олимпийский чемпион по борьбе. Ф.Симашёв – олимпийский чемпион по лыжам. Художественная гимнастика - олимпийская чемпионка и многократная чемпионка мира Алина Кабаева, чемпионки мира Амина Зарипова и Ляйсан Утяшева, Я.Батыршина. Футбол - Ринат Дасаев (лучший вратарь мира в 1988г.), Марат Измайлов, Руслан Нигматуллин. Хоккей - Ирек Гимаев, Сергей Гимаев, З.Билялетдинов, Д.Зарипов. Теннис - чемпион мира Марат Сафин и Динара Сафина, Ш.Тарпищев и многие другие. Свои выдающиеся достижения в науку вписали татарские учёные - академики Р.З.Сагдеев (физическая химия), К.А.Валиев (физик), Р.А.Сюняев (астрофизик) и мн.др.
В целом, как видно, татарская нация, несмотря на ряд трагических страниц в истории, развивалась и развивается динамично. Хочется думать, что её будущее - в дальнейшем национальном сплочении и единстве, основанном на уникальных культурных традициях и постепенном возрождении исламских ценностей.
Файзрахманов Айрат