«Забрать все книги бы, да сжечь», - полковник Скалозуб (А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)
29 декабря, в последний рабочий день ушедшего 2007 г., Федеральная регистрационная служба обнародовала новый список литературы, признанной экстремистской. По решению Бугурусланского городского суда Оренбургской области от 06.08.2007 и определению Бугурусланского городского суда Оренбургской области от 19.10.2007 в число запрещенных добавлен целый ряд книг на исламскую тематику.
Среди перечисленной в «Российской газете» литературы, которая должна быть запрещена к распространению, книги «Жизнеописание Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)», «Личность мусульманина в том виде, который стремится придать ей Ислам с помощью Корана и сунны», «Основы ислама», а также брошюры «Ислам сегодня» и др. - всего шестнадцать наименований.
Следует отметить, что почти все перечисленные издания в свое время выпускались фондами, которые спонсировались различными организациями из Саудовской Аравии, написаны саудовскими авторами или изданы в КСА. Запрещение, по-видимому, связано именно с тем фактом, что вся литература, так или иначе имеющая отношение к Саудовской Аравии, считается у экспертов, к которым обращаются силовики, по определению экстремистской, вне зависимости от содержания.
Примечательно, что некоторые из книг, запрещенные бугурусланским судом, раздаются русскоязычным паломникам в хадже. Другие в свое время распространялись и распространяются многотысячными тиражами бесплатно официальными мусульманскими структурами в мечетях России. Они имеются у десятков, если не сотен, тысяч людей по всей стране.
Согласно же законодательству, наличие у кого-либо даже одной такой запрещенной книги рассматривается как хранение оружия и наркотиков. Последнее влечет за собой серьезное уголовное преследование.
Особую тревогу вызывает то, что многие книги об Исламе в списке экстремистской литературы названы без указания авторства и каких-либо выходных данных. Это дает широкий простор для «антиэкстремистского» творчества.
Взять хотя бы «Основы Ислама» - книг с таким названием выходило в России десятки. Не исключено даже, что под «Жизнеописанием Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)» имеется в виду известная книга Ибн Хишама – самый авторитетный труд по сирре (жизнеописание Пророка Мухаммада, мир ему) VIII в. По крайней мере, вышедшая несколько лет назад под эгидой Совета муфтиев России эта книга на русском языке так и называлась. Как тут не вспомнить, что в американский список авторов, способствующий, по версии экспертов из США, распространению терроризма, попал не кто-нибудь, а сам имам Бухари – наиболее авторитетный сборщик хадисов Посланника Аллаха (мир ему).
В отечественный федеральный список экстремистских материалов по состоянию на 9 июля текущего года всего включено 79 экстремистских материалов. Большая часть из них имеет отношение к Исламу, в частности, к запретным относятся труды всемирно известного, признанного богослова Саида Нурси.
Помимо вопросов обоснованности объявления книг экстремистскими, которые уже активно обсуждаются в прессе, перед мусульманами сегодня встала и другая проблема. Как быть с имеющейся на руках литературой, неожиданно признанной запрещенной? Куда ее девать законопослушному гражданину, вдруг подпавшему под нешуточную статью уголовного кодекса?
- Действительно, - отмечает сопредседатель Совета муфтиев России, глава Духовного управления мусульман Поволжья Мукаддас Бибарсов, - это серьезная проблема. Дело в том, что любые книги, в которых упоминается Всевышний, его пророки (мир им), будь они даже немусульманскими, требуют к себе, согласно Шариату, особого отношения.
Их нельзя просто выбросить в мусор. Это богохульство. Нельзя заходить с ними в отхожее место, класть их туда, где есть какие-либо нечистоты. Если возникает необходимость от них избавиться, то есть несколько путей для этого: сжечь, закопать в землю или изорвать на мелкие кусочки так, чтобы имена Бога и Его пророков (мир им) не читались.
- Я даже теряюсь в мыслях, какой из перечисленных вариантов подойдет в нынешних условиях…
Да. Ведь нигде, в той же «Российской газете», не указывается правовой механизм избавления от запрещенных книг. И, конечно же, никто не оговаривает, что с ними поступят должным, по Исламу, образом.
Поэтому встают вопросы: если сжигать книги, то как? При помощи каких вспомогательных средств – бензина, солярки, или просто так? И самое главное – каким образом будет это происходить: каждый должен сжигать книги, допустим Нурси, в одиночку, ночью, за городом, чтобы никто, самое главное милиция, не видел; или будут организованы какие-то специальные пункты, антиэкстремистские костры под контролем органов?
А что делать, если у человека найдут книги еще до того, как он успеет их сжечь, или как раз в процессе сжигания? Это как рассматривать – как распространение экстремизма (ведь книги-то у него на руках все равно) или борьба с ним (он вредную литературу уничтожает же)?
Извините, но все это уже вызывает ассоциации не только с театром абсурда, но и со временами нацизма и средневековой инквизиции… Тогда увлекались сжиганием книг.
Если закопать запрещенную литературу, то, во-первых, это тяжело осуществить на практике. Представьте – закопать сотни тысяч экземпляров книг об Исламе по всей стране. А, во-вторых, сразу же возникает другое подозрение: как законопослушный гражданин, мусульманин хотел не избавиться от запрещенной литературы, а, наоборот, сделал своего рода схорон, так сказать, до лучших времен.
Вариант изорвать тысячи книг на мелкие кусочки я вообще рассматривать не буду. При всем желании, даже если все мусульмане России этим займутся, то вряд ли получится уничтожить имеющие хождение в стране запрещенные книги…
- Как Вам кажется, какой эффект возымеет такой подход к борьбе и профилактике экстремистских настроений в обществе, в частности в мусульманской среде?
Как ни странно, это как раз играет на руку радикалам - дает им повод необоснованно обвинять Россию в борьбе с Исламом как таковым. Более того, по факту такие запреты только делают рекламу экстремистам и их идеям, создают им в глазах несформировавшейся молодежи ареол мучеников, гонимых за «истинную веру». Такая борьба с экстремизмом очень скоро станет пародией на саму себя.
Нужна нормальная программа поддержки просвещения в мусульманской среде. Первые попытки властями уже предпринимаются, что можно только приветствовать. Наконец-то государство поняло важность этого вопроса.
Однако всевозможные запреты, в особенности трудов выдающихся богословов, признанных во всем мире, таких как Саид Нурси, или книг типа «Личность мусульманина…» Мухаммада Али аль-Хашими, серьезно вредят позитивным начинаниям.
Беседовал Абдулла Ринат Мухаметов, Ислам.Ру