ПЯТЫЙ МУФТИЙ МУХАММАДЬЯР ХАЗРАТ СУЛТАНОВ (1837—1915)
Полное имя: Мухаммадьяр ибн Мухаммадшариф ибн Баязит ибн Габделджалиль ибн Султан ибн Мамят ибн Чобан ибн Тотар ибн Козай ибн Котлыш ибн Акъюл. Он назначается муфтием указом Александра III 2 января 1886 года, к своей работе приступает 3 марта.
Пятый муфтий был близко знаком с государственной службой, имел большой опыт. Это видно из его биографии.
Отец Мухаммадьяра хазрата Султанова был кантонным начальником в башкирском войске. Он направил своего младшего сына Мухаммадьяра учиться в Казанскую гимназию. Он заканчивает в ней полный курс обучения, а значит, усваивает светские предметы, знает классические языки, близко знакомится с русским языком и литературой. Короче говоря, на хорошем уровне изучает и западную, и восточную культуры. После окончания гимназии он поступает в Казанский университет. По окончании первого курса он не смог продолжать учёбу из-за болезни. Он поступает на военную службу в 18 кантон Мензелинского уезда, ему присваивают звание урядника. С осени 1857 года начинает работать чертежником в канцелярии командующего башкирского войска, через два года ему присваивают чин зауряд-хорунжия.
В 1860 году его назначают начальником 20 башкирского кантона. За три года службы на этой должности будущий муфтий показывает себя только с хорошей стороны — награждается похвальной грамотой губернатора, в награду ему выплачивается дополнительно годичное содержание. В октябре 1863 года его переводят помощником кантонного начальника в 7 кантон Мензелинского уезда. В 1866 году он заканчивает военную службу и выходит в отставку в звании подпоручика.
На гражданской службе ему очень помогает один год учебы на юридическом факультете Казанского университета. С сентября 1866 года он начинает службу мировым посредником в Мензелинском уезде, потом переводится в этом же качестве в Белебеевский уезд. В те годы в России шли реформы, вся юридическая система государства переживала изменения. В этих условиях Мухаммадьяра Султанова избирают мировым судьёй. Такая ответственная служба стала для него отличной жизненной школой, так как, будучи посредником и судьей, он общался с народом, сталкивался со всеми сословиями, защищал их интересы. Умение правильно и справедливо разрешать все самые щепетильные ситуации снискало ему уважение и почёт среди населения. Его добросовестность отмечается и на губернском уровне. В 1869 году за справедливое разрешение земельных споров государственных крестьян его награждают знаком отличия и в том же году удостаивают ордена Станислава. Таким образом, Мухаммадьяр хазрат в течение 20 лет избирается на разные ответственные посты в сфере судебной системы. Постепенно потомственный дворянин, кантонный начальник, кавалер многих орденов становится известным не только в своей губернии, но и по всей России, так как ему приходится общаться и с министрами, этому способствует его совершенное знание русского языка, большой опыт в юриспруденции.
Став муфтием, Мухаммадьяр хазрат легко находит общий язык с правительственными кругами — в 1888 году ему присуждают орден Станислава первой степени, в 1896 году — орден Анны первой степени, а в 1898 году он награждается серебряной медалью на андреевской ленте. О его большом авторитете перед правительством свидетельствует и установление повышенного — в 5000 серебряных рублей — денежного содержания.
Мухаммадьяр хазрат был отцом большой мусульманской семьи. Например, в 1888 году его семья была в таком составе: его первая жена к этому времени уже умерла, от неё у него было четверо детей: старшему сыну Арслангали было 26 лет, младшему сыну Искандару — 16 лет, старшей дочери Мадине — 23, а младшей — 17 лет. От второй жены Марьям родилось пять детей: одиннадцатилетний Салимгарайбек, шестилетний Баязит, десятилетняя Фатима, восьмилетняя Бибизулейха и четырёхлетняя Суфия. Все его дети обучались в гимназиях и училищах, для этого муфтий прилагает много стараний.
Его сына принимают на учебу в военное училище, хотя это и не было предусмотрено законом, для сына муфтия делается специальное исключение, об этом Николай II 11 июня 1889 года издает специальный указ.
Пятый муфтий сделал очень многое для наведения внутреннего порядка в ОМДС. Он пополняет библиотеку, совершенствует устройство архива, улучшает правила приёма посетителей.
Повышению авторитета ОМДС в России много способствовало проведение торжеств по случаю его 100-летнего юбилея. Проведению такого большого мероприятия на высоком уровне помогли хорошие связи муфтия с центральной властью.
Его стараниями вырос авторитет российского муфтия и на международной арене. Если раньше муфтии выезжали в хадж как частные лица, то Мухаммадьяр хазрат впервые совершает его официально. В феврале 1893 года он во главе делегации из 5 человек выезжает из Уфы, 9 марта достигает Стамбула. 19 марта его принимает турецкий султан, расспрашивает его о положении мусульман в России и вручает ему орден «Османия» второй степени. На ношение этого ордена даёт разрешение Николай II своим решением от 15 марта 1894 года.
Оказанное Мухаммадъяру хазрату внимание со стороны турецкого султана — халифа всех мусульман — не ограничивается лишь награждением орденом. По приказу амира всех правоверных российским мусульманам выделяется часть волос Пророка Мухаммада (с.), хранимых как реликвия. Мухаммадьяр хазрат с великой радостью принимает эту ценность, в Уфе ее помещают в специальный несгораемый шкаф в отдельной комнате. Так благодаря Мухаммадьяру хазрату наш народ становится обладателем такой благословенной, благодатной реликвии.
Растёт доверие российского правительства к муфтию. На основе закона от 18 декабря 1889 года муфтию даётся право участия в процедуре определения казыев, также в закон вносится положение о назначении, а не избрании муфтиев. Если бы не было принято этих изменений, то Ризаэтдин хазрат Фахретдин не смог бы стать казыем ОМДС, так как он служил имамом в Самарской губернии. Образованность, культуру Мухаммадьяра хазрата можно видеть и в том, что он пригласил на место казыя Р. Фахретдина. Муфтий вносил реальный посильный вклад в развитие национальных культур, при нем в муфтияте трудились ученые просветители М. Уметбаев и Р. Фахретдин. В сентябре 1894 года, когда в Уфу приезжает Акмулла, муфтий устраивает в честь него специальный межлис, где слушают его стихи; поэту оказывается помощь.
В 1907 году Мухаммадьяр хазрат основывает в г. Уфе журнал «Маглюмат». При его поддержке открывается уфимское медресе «Галия», он торжественно закладывает первый камень при строительстве нового здания этого известного учебного заведения.
В 1911 году проводятся юбилейные мероприятия в ознаменование 25-летнего его служения на посту муфтия и 50-летия его государственной службы.
В самый начальный период его служения муфтием происходит разделение среди татарских ученых — на сторонников старого и нового метода — джадидов и кадимистов, причём оба лагеря были настроены по отношению друг к другу враждебно и пытались перетянуть на свою сторону муфтия. Однако муфтий благодаря своей мудрости не стал присоединяться ни к какой группе, а стремился сблизить обе позиции, отдалить их от крайностей. В годы самых ожесточенных дискуссий и борьбы муфтият оставался уникальным местом общения для представителей обоих направлений, своеобразной нейтральной площадкой, где можно было спокойно обсудить наиболее острые проблемы. Нужно отметить, что такая взвешенная позиция муфтия выказывает наличие у него подлинно мусульманской внутренней культуры, так как в хадисах Пророка (с.) указывается, что нет более вознаграждаемого Богом поступка, чем сближение поссорившихся и ставших врагами друг другу верующих. В результате к муфтию с уважением относились обе стороны, об этом свидетельствует их активное участие в проведении его юбилейных торжеств в 1911 году.
В мае 1915 года муфтия разбивает паралич, и он после полутора месяцев болезни умирает 12 июня в пятницу в 11 часов дня. 14 июня он был похоронен во дворе мечети рядом с Салимгараем хазратом.